У статті розглядається проблема діагностики мовленнєвої діяльності у дошкільників із ТПМ. Здійснено аналіз теоретичної складової зазначеної проблеми. Зазначено, що аналіз джерел різних наукових галузей продемонстрував наявність наукового підґрунтя зазначеної діагностичної методики, яким виступає сучасна дериватологія, а також певне коло наук, зокрема: психологія, психолінгвістика, мовознавство, педагогіка, логопедія тощо. При розробці діагностичної методики визначено наступні методи: метод вивчення і порівняльно-категоріального аналізу наукових джерел із проблем формування мовленнєвої діяльності у дітей із тяжкими порушеннями мовлення; метод вивчення документації; метод логопедичного обстеження; метод порівняльного аналізу результатів; метод математичної та статистичної обробки даних; метод анкетування тощо.
В статье рассматривается проблема диагностики речевой деятельности у дошкольников с ТНР. Осуществлен анализ теоретической составляющей указанной проблемы. Отмечено, что анализ источников различных научных отраслей продемонстрировал наличие научной базы указанной диагностической методики, которым выступает современная дериватология, а также определенный круг наук, в частности: психология, психолингвистика, языкознание, педагогика, логопедия и т.д. При разработке диагностической методики определены следующие методы: метод изучения и сравнительно-категориального анализа научных источников по проблемам формирования речевой деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи, метод изучения документации, метод логопедического обследования, метод сравнительного анализа результатов, метод математической и статистической обработки данных, метод анкетирования и т.д..
The problem of diagnosis of speech activity in preschool children with TNR. The analysis of the theoretical component of the problem was given. Noted that the analysis of the sources of various scientific sectors demonstrated the presence of the scientific base of speech diagnostic techniques, which serves modern word , as well as a certain range of sciences, in particular: psychology, psycholinguistics, linguistics, education, speech therapy, etc. In developing diagnostic techniques, the following methods: a comparative study and analysis of categorical scientific sources on the formation of speech activity of children with severe speech disorders, study the documentation method, the method of speech therapy, survey method of comparative analysis of the results, the method of mathematical and statistical data processing method questionnaires, etc.