У статті зазначено, що інклюзивна освіта є основною тенденцією розвитку сучасної освітньої практики і тому вимагає кардинальних змін у підготовці та перепідготовці педагогів. Вказано, що професійно-особистісна готовність педагога до роботи з дітьми з особливостями психофізичного розвитку включає професійно-гуманістичну спрямованість особистості, у тому числі її професійно-ціннісні орієнтації, професійно-особистісні орієнтації і вміння. У статті розкрито сутність професійно-гуманістичної спрямованості педагога загальноосвітнього навчального закладу до роботи з дітьми, які мають особливості психофізичного розвитку та визначені її складові: вірність життєвим інтересам дітей з особливостями психофізичного розвитку; психолого-педагогічна ерудиція педагога; здатність робити внески педагога в дітей з особливостями психофізичного розвитку; висока професійна працездатність; емоційно-моторна стійкість; уміння продуктивно поєднувати корекційно-реабілітаційну, консультативно-діагностичну і науково-дослідну діяльність; постійне самовдосконалення; постійне самовдосконалення; готовність перебудувати свою поведінку залежно від потреб педагогічної ситуації; наявність власного професійного стилю; знання особливостей корекційно-реабілітаційного супроводу на життєвих етапах, ураховуючи потреби вікового періоду; володіння спеціальними методиками корекційного виховання і навчання дітей з особливостями психофізичного розвитку.
В статье указано, что инклюзивное образование является основной тенденцией развития современной образовательной практики и поэтому требует кардинальных изменений в подготовке и переподготовки специалистов. Описано, что профессионально-личностная готовность педагога общеобразовательного учреждения к работе с детьми, которые имеют особенности психофизического развития включают в себя профессионально-гуманистическую направленность, профессионально-ценностные ориентации, профессионально-личностные ориентации и умения. В статье раскрыта сущность профессионально-гуманистической направленности как составляющая инклюзивной компетентности педагога общеобразовательного учебного учреждения в работе с детьми, с особенностями психофизического развития. Определены ее составляющие: верность жизненным интересам детей с особенностями психофизического развития; психолого-педагогическая эрудиция педагога; высокая профессиональная работоспособность; эмоционально-моторная устойчивость; умение продуктивно сочетать коррекционно-реабилитационную, консультативно-диагностическую и научно-исследовательскую деятельность; постоянное самосовершенствование; наличие собственного профессионального стиля; знание особенностей коррекционно-реабилитационного сопровождения на жизненных этапах детей, учитывая потребности возрастного периода; владение специальными методиками коррекционного воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития. В статье констатируется, что педагог общеобразовательного учреждения на первое место ставит собственные профессиональные качества, а потом уже специфику работы с детьми – коррекционную составляющую.
The article deals with the essence of professional and humanistic orientation as a component of inclusive competence of teachers of general educational establishments while working with children with special needs. We studied the following components: 1) loyalty to the vital interests of children with special needs; 2) psychological and pedagogical erudition of teacher; 3) ability of teacher to contribute into children with special needs; 4) high professional working efficiency; 5) emotional stability; 6) the ability to combine efficiently correction and rehabilitation, diagnostic, consultative and research activities; 7) continuous self-improvement; 8) readiness to rebuild behavior according to the needs of pedagogical situations; 9) personal professional style; 10) knowledge of peculiarities of correctional and rehabilitation support on different stages of life, taking into consideration the needs of certain age; 11 ) possessing special techniques of correctional education and training of children with special needs; 12) possessing ability to diagnose disorders of children with special needs; 13) knowledge of ways and means of prevention of disorders in development of children with special mental and physical characteristics. Taking into account above mentioned, we can conclude that the institutes of postgraduate education should pay attention to the teacher awareness of humanistic values of professional activities and implementation of corrective education.