У статті розглядається проблема модернізації та підготовки кваліфікованих спеціалістів для роботи в нових умовах спеціальної освітньої системи. Здійснено аналіз системи вищої освіти в Україні в аспекті організації корекційного фізичного виховання студентів з вадами психофізичного розвитку. Проаналізовано забезпечення диференційованого навчання осіб різних категорій в межах національної державної системи ВНЗ. Обґрунтована необхідність виваженої послідовної трансформації системи вищої освіти на різних рівнях. Уточнено поняття комбінованого підходу у фізичному вихованні студентів, визначені й обґрунтовані положення, що забезпечують ефективність його реалізації; визначені педагогічні умови, за допомогою яких значно підвищується ефективність процесу корекційного фізичного виховання студентів спеціальних медичних груп; розроблено програмні компоненти корекційного фізичного виховання студентів спеціальних медичних груп на основі комбінованого підходу з врахуванням сучасних вимог і оздоровчої спрямованості. Визначені основні напрямки удосконалення (реформування) корекційного фізичного виховання у ВНЗ, виявлені причини кризисності системи освіти осіб з особливими освітніми потребами та визначені шляхи підвищення ефективності навчального процесу з фізичного виховання осіб, віднесених за станом здоров‘я до спеціальної медичної групи.
В статье рассматривается проблема модернизации и подготовки квалифицированных специалистов для работы в новых условиях специальной образовательной системы. Осуществлен анализ системы высшего образования в Украине в аспекте организации коррекционного физического воспитания студентов с нарушениями психофизического развития. Проанализировано обеспечение дифференцированного обучения студенческой молодежи различных категорий в рамках национальной государственной системы ВУЗ. Обоснована необходимость взвешенной последовательной трансформации системы высшего образования на разных уровнях. Уточнено понятие комбинированного подхода в физическом воспитании студентов, обоснованы положения, которые обеспечивают эффективность его реализации; определены педагогические условия, с помощью которых значительно повышается эффективность процесса коррекционного физического воспитания студентов специальных медицинских групп; разработаны программные компоненты коррекционного физического воспитания студентов специальных медицинских групп на основе комбинированного подхода с учетом современных требований и оздоровительной направленности. Определены основные направления совершенствования (реформирования) коррекционного физического воспитания, выявлены причины кризисности образования лиц с особыми образовательными потребностями и определены пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию лиц, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
The article examines the issue of enhancement and training of qualified professional staff in the field of special education and psychology who will work under new conditions of the special educational system. The analysis of the higher educational system in Ukraine was done in the aspect of correctional physical education of students with psycho-physical disorders of development. Differentiated education of students of all categories was analyzed at the framework of national system of universities. The necessity of sequential transformation of the system of higher education at different levels was substantiated. More to the point, the concept of a combined approach in physical education of students was clarified; and the positions which ensure the effectiveness of the realization of this concept were justified. Additionally, were determined pedagogical conditions, which help increase the effectiveness of process of correctional physical education of students of special medical groups. The main directions of development of the correctional physical education were determined. The reasons of crisis at education of persons with specific educational needs were identified. Moreover, the ways of increasing of efficiency of the educational process at physical education of persons with special medical group were also substantiated.