У статті розглядаються причини зростання акцентованих рис характеру в підлітковому віці та їх вплив на розвиток особистості. Вказується на збільшення акцентованих проявів поведінки підлітків в даний період часу в порівнянні з кінцем ХХ століття та значне зростання мовленнєвих порушень, що зберігаються до підліткового віку. Здійснено дослідження особливостей впливу мовленнєвих порушень на формування акцентуацій характеру в підлітків. Наголошується на необхідності корекції вад мовлення в підлітків з метою запобігання укоріненню та переходу акцентуацій характеру в сталі або приховані форми. Зазначається можливість переходу акцентуацій в девіантні риси поведінки за умов недостатньої уваги з боку психологів або відсутності логопедичної допомоги. Охарактеризовано основні риси поведінки підлітків-акцентуантів з мовленнєвими вадами: тривожність, боязкість, афективна-екзальтованість, педантичність, що негативно впливають на особистості в цілому та на подолання недоліків вимови; а також гіпертимність, яка позитивно впливає на процес самовдосконалення та самореалізації особистості й таким чином сприяє усвідомленню власних недоліків та їх ефективному подоланню. Намічено основні напрямки корекційної роботи з подолання мовленнєвих вад у підлітків з метою запобігання виникненню акцентованих рис характеру.
В статье рассматриваются причины роста акцентированных черт характера в подростковом возрасте и их влияние на развитие личности. Указывается на увеличение акцентированных проявлений поведения подростков в данный период времени по сравнению с концом ХХ века и значительный рост речевых нарушений, которые сохраняются і в подростковом возрасте. Осуществлен анализ особенностей влияния речевых нарушений на формирование акцентуацийхарактера у подростков. Отмечено необходимость коррекции нарушений речи у подростков с целью предотвращения укоренения и перехода акцентуаций характера в постоянные или скрытые формы. Отмечается возможность перехода акцентуаций в девиантные черты поведения при условиях недостаточного внимания со стороны психологов или отсутствия логопедической помощи. Охарактеризованы основные черты поведения подростков-акцентуантов с речевыми недостатками: тревожность, робость, аффективная-екзальтированность, педантичность, которые негативно влияют на личность в целом и на преодоление недостатков произношения; а также гипертимнисть, которая положительно влияет на процесс самоусовершенствования и самореализации личности и таким образом способствует осознанию собственных недостатков и их эффективному преодолению. Намечены основные направления корекцийной работы по преодоления недостатков речи у подростков с целью предотвращения возникновения акцентированных черт характера.
In the article reasons of growth of the accented character traits in teens and their influence are examined on development of personality. Specified on the increase of the accented displays of conduct of teenagers in this period of time as compared to the end of ХХ age and considerable growth of defects of speech which are saveds in teens. The analysis of features of influence of defects of speech is carried out on forming of akcentuaciykharaktera for teenagers. The necessity of correction of allolalias is marked for teenagers with the purpose of prevention of taking root and transition of character accentuations in permanent or hidden forms. Possibility of transition of accentuations is marked in the deviantnye lines of conduct on conditions of insufficient attention from the side of psychologists or absence of speech therapy help. The basic lines of conduct of podrostkov-akcentuantov are described with the defects speech: anxiety, timidity, affektivnaya-ekzal'tirovannost', pedantry, which negatively influence on personality on the whole and on overcoming of lacks of pronunciation; and also gipertimnist', which positively influences on the process of self-perfection and self-realization of personality and thus instrumental in the awareness of the own failings and their effective overcoming. Basic korekciynoy work assignments are set for overcoming of lacks of speech for teenagers with the purpose of prevention of origin of the accented character traits.