В статье рассмотрены результаты исследования психосемантического анализа «Я-концепции» (по методикам определения «Я-концепции» Р.Бернса «Автопортрет» и исследования самооценки Дембо-Рубинштейна), детей младшего школьного возраста с рузидуально органическим поражением центральной нервной системы в форме психоорганического синдрома. Раскрыты особенности «Я-концепции» детей с психоорганическим синдромом как феномена, что имеет решающее значение в определении направления вектора развития личности и потенциальных возможностей для повышения уровня социально-психологической адаптации. На основании анализа «Я-концепции» исследуемых детей, кроме описанных Р. Бернсом позитивной и негативной «Я-концепции», выделен третий тип - неустойчивая «Я-концепция». Положительной «Я-концепции» в исследуемой группе детей с психоорганическим синдромом не было выявлено. Негативная и неустойчивая «Я-концепция» у детей с психоорганическим синдромом ведет к социальной дезадаптации и указывает на наличие фрустрационных компонентов, преодоление которых детьми с психоорганическим синдромом сопровождается психопатологическими состояниями. Выделенные, на основании анамнестических данных, доминирующего психопатологического состояния (по В.В. Ковалеву) и особенностей «Я-концепции», две психологические группы (формы личностного развития) детей младшего школьного возраста с психоорганическим синдромом. Описаны особенности личностного развития детей младшего школьного возраста с психопатоподобной и церебрастенической формами психоорганического синдрома. В статье отмечено, что изучение и коррекция направленные на улучшение «Я-концепции», выступает важным диагностическим и прогностическим заданием в решении внутренних противоречий в личностном развитии детей с психоорганическим синдромом
The article considers the results of the study psychosemantic analysis «self-concept» (according to the methods of definition of «self-concept» R. Berns «self-Portrait» and the study of self-esteem Dembo-Rubinstein), primary school children with residual organic lesions of the central nervous system in the form of psychoorganic syndrome. Peculiarities of the «self-concept» children with psychoorganic syndrome as a phenomenon that is crucial in determining the direction of the vector of the development of personality and potential opportunities for improving the socio-psychological adaptation. Based on the analysis of «self-concept» the children surveyed, except as described R. Berns positive and negative «self-concept», a third type unstable «self-concept». Positive «self-concept» in the studied group of children with the psychoorganic syndrome were identified. Negative and unstable «self-concept» in children with psychoorganic syndrome leads to social exclusion and indicates the presence of frustration components, overcoming of which children with psychoorganic syndrome accompanied by psychopathological condition. Selected on the basis of anamnestic data, the dominant psychopathological condition (V.V. Kovalev) and the peculiarities of the «self-concept», two psychological groups (form of personal development) of children of primary school age with psychoorganic syndrome. Describes the features of the personality development of children of primary school age with psychopaticsimilar and cerebrastenic forms of psychoorganic syndrome. The article noted that study and correction aimed at improving the «self-concept», is an important diagnostic and prognostic task in the solution of internal contradictions in the personal development of children with psychoorganic syndrome.
У статті розглянуті результати дослідження психосемантичного аналізу «Я-концепції» (за методиками визначення «Я-концепції» Р.Бернса «Автопортрет» і дослідження самооцінки Дембо-Рубінштейна), дітей молодшого шкільного віку з
рузидуально органічним ураженням центральної нервової системи у формі психоорганічного синдрому. Розкриті особливості «Я-концепції» дітей із психоорганічним синдромом як феномена, що має вирішальне значення у визначенні напрямку
вектора розвитку особистості та потенційних можливостей для підвищення рівня соціально-психологічної адаптації. На підставі аналізу «Я-концепції» досліджуваних дітей, окрім описаних Р. Бернсом позитивної і негативної «Я-концепції»,
виділений третій тип - нестійка «Я-концепція». Позитивної «Я-концепції» у досліджуваній групі дітей з психоорганічним синдромом не було виявлено. Негативна і нестійка «Я-концепція» у дітей із психоорганічним синдромом веде до соціальної
дезадаптації і вказує на наявність фрустраційних компонентів, подолання яких дітьми із психоорганічним синдромом супроводжується психопатологічними станами. Виділені, на підставі анамнестичних даних, домінуючого психопатологічного стану (за В.В. Ковалевим) і особливостей «Я-концепції», дві психологічні групи (форми особистісного розвитку) дітей
молодшого шкільного віку із психоорганічним синдромом. Описані особливості особистісного розвитку дітей молодшого шкільного віку з психопатоподібною та церебрастенічною формами психоорганічного синдрому. У статті наголошено, що вивчення і корегування «Я-концепції» виступає важливим діагностичним і прогностичним завданням у вирішенні внутрішніх суперечностей особистісного розвитку дітей із психоорганічним синдромом.