У статті розглядається проблема організації різноманітних форм диференційованого підходу в процесі корекції порушень мови у дітей із затримкою психічного розвитку. Відзначено, що в даний час в загальній і спеціальній педагогіці та психології диференційований підхід при корекції порушення мовлення у дітей передбачає синтезування його з принципом системності. Обгрунтована необхідність вживання логопедами методики коректувальної роботи по вдосконаленню мови у дітей із затримкою психічного розвитку з врахуванням диференційованого підходу, яка викладена у статті. Дана методика включає 6 напрямів і проводиться в 3 етапи. В рамках кожного з напрямів систематизовано декілька блоків, об'єднуючих завдання на формування різних підсистем мови. На кожному етапі запропоновані методичні рекомендації для проведення логопедичних занять по виділених напрямах, блоках і етапах. Логопедична робота проводиться в індивідуальному для кожної дитини із затримкою психічного розвитку темпі. Ефективність запропонованої методики коректувально-розвиваючої роботи з дітьми із затримкою психічного розвитку успішно апробована і упроваджена в практику дошкільних освітніх установ компенсуючого та комбінованого виду Ленінградської області (Росія).
В статье рассматривается проблема организации разнообразных форм дифференцированного подхода в процессе коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития. Отмечено, что в настоящее время в общей и специальной педагогике и психологии дифференцированный подход при коррекции нарушении речи у детей предполагает синтезирование его с принципом системности. Обоснована необходимость применения учителями-логопедами методики коррекционной работы по совершенствованию речи у детей с задержкой психического развития с учетом дифференцированного подхода, которая изложена в статье. Данная методика включает шесть направлений и проводится в три этапа. В рамках каждого из выделенных направлений систематизировано несколько блоков, объединяющих задания на формирование различных подсистем языка. На каждом этапе предложены методические рекомендации для проведения логопедических занятий по выделенным направлениям, блокам и этапам. Логопедическая работа проводится в индивидуальном для каждого ребенка с задержкой психического развития темпе. Эффективность предложенной методики коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития успешно апробирована и внедрена в практику дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида Ленинградской области (Россия).
The problem of the organization of various forms of differential treatment in the process of correction of speech disorders in children with mental retardation. Noted that in present in the General and special pedagogy and psychology of the differentiated approach of the correction of the violation of speech in children involves synthesizing it with the principle of consistency. The necessity of application of correctional methods speech therapists work to improve the speech of children with mental retardation in mind a differentiated approach, which is stated in the article. This methodology includes six areas and is conducted in three stages. In each of the areas are systematically more blocks that combine job creation of various subsystems of language. At each stage of the proposed guidelines for speech therapy classes in selected areas, units and stages. Logopedic work is carried out individually for each child with mental retardation pace. The efficiency of offered methods of correctional-developing work with children with mental retardation has been successfully tested and introduced in practice of pre-school educational institutions compensatory and combined type of the Leningrad region (Russia).