У дисертації вперше зроблено спробу на основі аналізу першоджерел розкрити феномен педагогічної персоналії Л. Деполович – автора численних підручників та методичних посібників, автора довоєнного букваря для учнів, що витримав 19-ть видань; проаналізовано основні напрями науково-педагогічної діяльності, обґрунтовано провідні педагогічні ідеї (з проблем індивідуалізації процесу навчання, диференційованого та особистісно орієнтованого підходів до навчання, ігрової діяльність на уроці, необхідності збереження та зміцнення здоров’я дітей та ефективності використання міжпредметних зв’язків у навчанні та вихованні); визначено провідні ідеї Л. Деполович щодо розбудови української національної школи (здобуття освіти рідною мовою; організація навчально-виховного процесу в школі на основі принципів гуманізму, поваги до особистості учня, народності, культуровідповідності та соціальної зумовленості навчання й виховання; виховання особистості, здатної до самореалізації можливостей, застосування набутих знань для власного та суспільного блага; активної участі учня у вирішенні навчально-виховних завдань; пріоритетність у навчально-виховному процесі розумового, трудового, морального та естетичного розвитку учня, врахування його індивідуальних можливостей; організація самоосвіти й самовиховання учнівської молоді та дорослого населення); досліджено внесок Л. Деполович у становлення та розвиток методики навчання грамоти та підручникотворення; обґрунтовано актуальність і доцільність творчого використання спадщини Л. Деполович у сучасній педагогічній науці й практиці в контексті модернізації сучасної освіти в Україні.
Ключові слова: Л. Деполович, освіта, вчитель, педагогічний феномен, науково-просвітницька діяльність, педагогічні ідеї, методологічні принципи, педагогічний інструментарій.
In the dissertation for first time the attempt is done to light up, on the basis of analysis of original sources the main a pedagogical phenomenon of the Depolovych Lidiya – the author of numerous methodical manuals and manuals for teaching reading and writing, the author of the pre-war ABC-book for students that run in 19 editions.
Pedagogical aspects of the heritage of outstanding Ukrainian teacher are defined.
The historical social and cultural conditions and factors of formation of pedagogical outlook of L. Depolovych are analyzed on the basis of archives sources.
The author of the thesis proves that pedagogical theory of L. Depolovych basis on the methodological principles of realism, social and cultural determinism, nationality.
In the research it is clarified the significance of the scientist’s contribution to the methodology of teaching the ethnological imperative of Ukrainian pedagogist’s ABC-book is defined.
В диссертации впервые предпринята попытка на основе анализа первоисточников раскрыть феномен педагогической персоналии Л. Деполович — автора многочисленных учебников и методических пособий, автора довоенного букваря для учащихся, выдержавшего 19-ть изданий. В ходе исследования определены предусловия формирования мировоззренческих убеждений и жизненных ценностей Л. Деполович. Установлено, что Л. Деполович была автором почти пятидесяти различных изданий букварей, читанок, задачников, методических разработок. По её учебникам учились дети многих поколений в Украине и даже за её пределами. Как оказалось, по букварю Л. Деполович обучались украинскому языку дети украинских эмигрантов Канады и других стран вплоть до начала XXI века. Изучение и анализ содержания учебников Л. Деполович даёт возможность утверждать, что педагог реализовала дидактические принципы доступности (в изложении учебного материала), народности и гуманности (в содержании), последовательности (в тематическом подборе и размещении текстовых и дидактических материалов), научности, связи с жизнью, что есть главным условием эффективности осуществления учебно- воспитательного процесса. На основе анализа учебно-методической литературы Л. Деполович и архивных материалов проанализированы основные направления научнопедагогической деятельности; принципы, методы, средства и формы обучения; обоснованно ведущие педагогические идеи (по проблемам индивидуализации процесса обучения, дифференцированного и личностно ориентированного подходов к обучению, игровой деятельности на уроке, необходимости сохранения и укрепления здоровья детей и эффективности использования междупредметных связей в обучении и воспитании); определены ведущие идеи Л. Деполович по развитию украинской национальной школы (получение образования на родном языке, организация учебно-воспитательного процесса в школе на основе принципов гуманизма, уважения к личности ученика, народности, культуросообразности и социальной обусловленности обучения и воспитания; воспитание личности, способной к самореализации возможностей, применение приобретенных знаний для собственного и общественного блага; активного участия ученика в решении учебно- воспитательных задач; приоритетность в учебно-воспитательном процессе умственного, трудового, нравственного и эстетического развития ученика, учет его индивидуальных возможностей, организация самообразования и самовоспитания учащейся молодежи и взрослого населения); исследованы вклад Л. Деполович в становление и развитие методики обучения грамоте и создании учебников; обоснована актуальность и целесообразность творческого использования наследия Л. Деполович в современной педагогической науке и практике в контексте модернизации современного образования в Украине. Результаты исследования дают основания считать, что Л. Деполович осуществила огромный вклад в становление и развитие методики обучения грамоты и буваристики. Соответственно, изучение жизни и деятельности черниговского педагога, её творческого наследия приобретает особенную актуальность в условиях современности и содействует трансформированию её педагогических идей в систему современного образования.