The sonnet creative work of D. Pavlychko the Ukrainian poet, the Laureate of T. Shevchenko State Reward, the Laureate of both M.Ostrovsky and M. Rylsky Republican Rewards, is analythed in the dissertation. The ideological – and – thematic richness, the imagery, the invariance of genre as well, as the unique talent of the poet of sonnets are examined on the wide background of the Ukrainian and world sonnet development, from Dante, Petrarka, Shakespeare to “The Penitential Psalms” (1994) by D. Pavlychko.
Диссертация посвящена сонетному творчеству украинского поэта Дмитрия Павлычко, лауреата Государственной премии имени Т. Шевченко, республиканских премий имени Н. Островского, имени М. Рыльского. Идейно-тематическое разнообразие, образная палитра, инвариантность жанра, неповторимость таланта поэта-сонетиста анализируется на широком фоне развития украинского и мирового сонета – от Данте Алигери, Ф. Петрарки, В. Шекспира до “Покаянных псалмов” (1994) Д. Павлычко.
Сонетарий Д. Павлычко рассматривается как оригинальное явление в украинской поэзии ХХ века. Используя не только сонеты поэта, но и литературоведческие труды, биографические факты, автор доказывает тесную взаимосвязь мироощущения и тематики творчества.
Художественно-эстетические принципы Д. Павлычко – это результат накопления многих пластов отечественной и зарубежной культур, соответствие классическим устоям в литературе с учётом опыта разных литературных школ. Сонетная школа мастеров слова – И. Франко и М. Рыльского, дала почву не только для теоретической деятельности Д. Павлычко, но и неисчерпаемые глубины их творчества обозначили поэту путь к созданию оригинальных сонетных циклов, где воплощая индивидуально-авторские размышления, использовано творческое наследие художников классической украинской литературы.
В диссертации прослежен процесс реформации сонета соответственно к содержанию и форме, где поэт непременно заботится о своеобразности художественно-образной системы, постоянно ищет новые художественные компоненты, нетрадиционно осмысливая новые темы и пути их выражения. Жанровая особенность поэзии Д. Павлычко заключается в том, что, избрав такую “консервативную” форму как сонет, поэт сумел на уровне содержания и формы трансформировать представление о сонетной традиции в украинской поэзии.
В диссертации исследуются уникальные возможности сонетного жанра вступать в синтез со смежными литературными явлениями, благодаря чему раскрывается художественная ценность классического произведения. Одним из весомых достижений украинского сонетария есть цикл “Белых сонетов” Д. Павлычко, главная примета которых состоит в изменении традиционной (классической) системы рифмовки, что демонстрирует новые его эстетические возможности и занимает важное место в истории развития сонетного жанра.
Тематическое разнообразие сонетов Д. Павлычко акцентирует разные сферы человеческого бытия и разновидности жанра: публицистический, философский, сатирический, пейзажный сонет, сонет-посвящение и сонет-инвективу, изредка – интимный. Инвариантное использование поэтического слова, умение классический канонический стих, классическую строфику и ритмику “поставить на службу” новому содержанию, в сочетании с традиционализмом, определяет поэта как мастера сонетного жанра.
У дисертацiї аналiзується сонетна творчiсть українського поета Дмитра Павличка, лауреата Державної премiї iменi Т. Шевченка, республiканських премiй iменi М. Островського, iменi М. Рильського. Iдейно-тематичне багатство, образна палiтра, iнварiантнiсть жанру, самобутнiсть таланту поета-сонетяра аналiзується на широкому фонi розвитку українського i свiтового сонета – вiд Данте Алiг’єрi, Ф. Петрарки, В. Шекспiра до “Покаянних псалмiв” (1994) – Д. Павличка.
Сонетарiй Д. Павличка розглядається як оригiнальне явище в українськiй поезiї ХХ столiття.