У дисертації обґрунтовано науково-теоретичні, організаційно-методичні основи формування культури ділового мовлення студентів аграрного вузу, експериментально перевірено на основі впровадження нових технологій навчання методику реалізації структурно-функціонального, комунікативно-діяльнісного підходів до формування комунікативних якостей ділового мовлення, які визначають рівень мовленнєвої компетентності майбутніх фахівців економічних галузей аграрного виробництва.
В диссертации рассматривается проблема формирования культуры деловой речи у студентов аграрного вуза. Во введении обоснованы актуальность исследования, определены его цель, объект, предмет, сформирована гипотеза и задачи, освещается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы основные положения, которые выносятся на защиту, описаны формы апробации работы.
В первом разделе рассмотрено лингвистические понятия, которые легли в основу исследования (деловая речь, коммуникативные качества деловой речи, особенности усной и письменной речи, коммуникативные единицы деловой речи), исследовано различия в их трактовании.
Теоретические и практические задачи общей речевой культуры являются основой для развития новой лингвистической науки – культуры деловой речи, требуют четкого определения критериев её коммуникативных качеств, нормативной базы.
Важную роль в формировании культуры деловой речи играет высшая коммуникативная единица – текст документа, который содержит богатство дидактических возможностей для применения форм, способов, приемов работы с общей, узкоотраслевой, деловой лексикой, терминами, клише-формами, синтаксическими конструкциями и т.п.
Разработанные нами критерии оценки текстов документов способствовали созданию системы упражнений и заданий, что обеспечило формирование практических навыков и умений студентов.
Практическое применение теории речевой деятельности базируется на нау¬чных принципах коммуникативности, ситуативности, вариантности и т.д.
Во втором разделе исследовано организацонно-методические основы формирования культуры деловой речи студентов аграрных вузов, обоснованы основные формы, приемы, методы (традиционные и современные), которые используются в учебном процессе.
Проанализированы современные программы как одно из важнейших условий организации и обеспечения высокого уровня культуры деловой речи студентов. Предложено разработанную нами программу, в основе которой модульный принцип обучения, предусматривающий системный комплексный подход к формированию культуры деловой речи.
Структура современных пособий по украинской деловой речи должна соответствовать принципам проблемности, диалогичности, модульности, обеспечивать реализацию коммуникативно-деятельного принципа обучения.
Основой создания методики обучения культуре деловой речи стали исторический, познавательный, проблемный методы, метод моделирования.
Одним из самых эффективных приёмов, способствующий повышению как культуры деловой речи, так и уровня квалификации будущих специалистов является организация иммитационно-ролевых деловых игр, ситуаций, диалогической, полилогической речи, применяемых как при изучении языка деловых бумаг, так и создании условий, приближенных к будущей производственной деятельности студентов. Диалогические, полилогические, ролевые, деловые игры дополняли систему познавательно-проблемных заданий к каждому учебному модулю, выполняя важную функцию развивающего обучения.
В третьем разделе проверено эффективность методической технологии обучения языку деловых бумаг, модульной системы, тестового контроля и проверки качества знаний студентов.
В экспериментальном исследовании в соответствии с целью, заданиями и спецификой практического курса была задействована система наиболее оптимальных и эффективных форм учебно-познавательной деятельности студентов: самостоятельная работа, семинарские, практические занятия. Лекция исполняла информационно-познавательную функцию.
Создавая систему упражнений для исследования, мы исходим из того, что это должна быть не статическая последовательность школьных упражнений, а логически продуманная последовательность умственных действий и операций, что основаны на знании особенностей коммуникативных качеств речи.
Количественный и качественный анализ результатов исследовательской работы подтверждает эффективность разработанной методики преподавания культуры деловой речи в аграрных вузах по специальности “Учет и аудит” и “Менеджмент организаций”.
Scientific-theoretical, organizational-methodological bases of Business Speech culture formation in students of agrarian higher educational establishments his well-grounded in the dissertation. Methods of realization of structural-functional, communicative activities approaches towards forming Business Speech communicative qualities that define speech competence level in future specialists-economists of agricultural production was tested on the basis of the new teaching technologies introduction.