В диссертации исследуются методолого-теоретические вопросы аксиогенеза личности. В свете общей телеологической установки гума-нитарных наук обосновывается авторская концепция предметного ядра аксиопсихологии личности в составе нормативного, психодинамического и феноменологически-рефлексивного аспектов, которые соответствуют логике интериоризации (формирования), экстериоризации (становления) и самоопределения личности.
В соответствии с выдвинутым принципом интегральной субъектности осуществляется реинтерпретация значитель-ного массива фактов и закономерностей, открытых в различных научных школах и репрезентирующих структуру, функционирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности.
Обосновывается аксиопсихологическая герменевтика как метод исследования и преобразования аксиопсихики личности, реализующая требование феноменалогического рефлексирования парциальных смыслов с позиций некоего трансцедентального Я.
Результаты экспериментально-диагностического исследования ценностного самоопределения младших школьников уточняют возрастную картину аксиогенеза личности.
Проанализированы теоретические основания и методические средства работы с аксиопсихикой при использовании психологом литературных и терапевтических метафор, трансактного анализа, оптимизирующих различные аспекты аксиогенеза личности на разных этапах ее возрастного развития. Обоснована система применения экспрессивной психотехники для детей 5-11 лет, успешно реализованная во многих образовательно-воспитательных заведениях страны.
У дисертації досліджуються методолого-теоретичні питання аксіо-генезу особистості. Згідно загальної телеологічної установки гуманітарних наук обгрунтовується авторська концепція предметного ядра аксіо-психології особистості. Відповідно до висунутого принципу інтегральної суб’єктності здійснюється реінтерпретація значного масиву фактів і законо-мірностей, відкритих у різних наукових школах, що репрезентують струк-туру, функціонування і розвиток ціннісно-смислової сфери особистості. Результати експериментально-діагностичного дослідження ціннісного самовизначення особистості уточнюють феноменологічну картину аксіоге-незу молодших школярів. Обгрунтована система застосування експресив-ної психотехніки для дітей 5 - 11 років, успішно реалізована в багатьох навчально-виховних закладах країни.
The research syrveys methodological and theoretical aspects of axiogenesis of the personality. A subject nucleus concepcion of axiopsychology is well motivated along the general Lines of the humanities. According to the proposed principle of integral subjectivity a reinterpretation is made of the data and trends relating to different schools that represent the structure, functioning, and development of the values-and-sense sphere of the personality. The results of experimental and diagnostic investigation of personality selfdetermination of values specify phenomenon picture axiogenesis among junior schoolchildren. A well-grounded system of expressive psychotechniques for 5-11-year olds has been successfully accomplished in many educational institutions of Ukraine.