Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Психологічні детермінанти навчальної успішності молодших школярів

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Волошина, Валентина Віталіївна
dc.date.accessioned 2014-12-24T13:39:56Z
dc.date.available 2014-12-24T13:39:56Z
dc.date.issued 1999
dc.identifier.citation Волошина, Валентина Віталіївна. Психологічні детермінанти навчальної успішності молодших школярів: автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.07 / В.В. Волошина ; наук. кер. О. В. Скрипченко ; Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. — К., 1999. — 19 с. uk_UA
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/6153
dc.description.abstract Досліджувались особливості психологічних детермінант навчальної успішності молодших школярів. Одержані показники розвитку простої моторної актив¬ності, сприймання інформаційних сигналів, обсягів короткочасної слухової і зорової пам'яті, логічного мислення і деяких мислительних операцій та властивостей уваги, а також рівень сформованості мотиваційної сфери як однієї з детермінант навчаль¬ної успішності. Виявлені внутріфункціональні зв’язки між цими психічними детермінантами, встановлені мікровікові та індивіду¬альні відмінності в досліджуваних психологічних явищах, вплив динаміки їхнього розвитку на навчальну успішність молодших школярів. Розроблені практичні рекомендації шкільним психологам, вчителям початкових класів та методистам з підвищення успішності молодших школярів на основі врахування домінантності психологічних детермінант. uk_UA
dc.description.abstract Тема школьной успеваемости с 60-ых годов ХХ века не уступает своих позиций по актуальности в сравнении с другими психолого-педагогическими проблемами. Существует ряд фундаментальных работ, в которых отмечаеться влияние определённых факторов на повышение эффективности учебной деятельности школьников. Однако, анализ существующих исследований свидетельствует о недостаточной изученности проблемы,в частности, относительно системного подхода к комплексному изучению развития моторных, перцептивных, мнемических, мыслительных и других функций как детерминант учебной деятельности учащихся начального звена средней школы. О важности решения данной проблемы в младшем школьном возрасте свидетельствует и факт появления интеллектуальной рефлексии при изменении ведущей деятельности младшего школьника, которые выступают основой дальнейшего интеллектуального развития подрастающей личности. Всё это требует системного изучения структуры моторико-действенной и познавательной области учебной деятельности с определением доминантных факторов в каждом микровозрастном периоде. Поэтому, цель нашего исследования заключается в определении и систематизации микровозрастных внутрифункциональных структур психологических детерминант и их взаимосвязи с учебной успеваемостью младших школьников. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме, мы можем сделать вывод, что учебная успеваемость включает результативные компоненты учебной деятельности, выступает латентным явлением познавательного аспекта в структуре этой деятельности (функциональной системы), проявляется в результате выполнения учебного задания, а также формируется в зависимости от направления познавательной деятельности и дифференцируется относительно индивидуальным отличиям ребёнка. В результате анализа литературных источников и предварительного анкетирования учителей начальных классов нами были определены психологические детерминанты успеваемости младших школьников,а также получены показатели их развития, которые раскрыли количественную и качественную стороны внутренних изменений процесса усвоения знаний учениками. Количественные показатели развития простой моторной активности правой руки учеников между первым и вторым классами увеличивается в 1,10 раза,а между вторым и третьим - в 1,11 раза. Моторика левой руки между первым и вторым классами улучшается в 1,13 раза, а между вторым и третьим - в 1,01раза. Наблюдаются некоторые различия в динамике диапазона индивидуальных отличий в развитии моторики правой и левой руки младших школьников.Результаты исследования аттенционного явления свидетельствует о его постепенном росте у детей начальных классов. Устойчивость внимания между первым и вторым классами улучшается в 1,3 раза, а между вторым и третьим - в 1,2 раза. Диапазон индивидуальных отличий при этом расширяется. Уровень развития продуктивности внимания между первым и вторым классами увеличивается в 1,8 раза, а между вторым и третьим- в 1,2 раза. Диапазон индивидуальных отличий имеет тенденцию к расширению. Уровень развития объёма внимания младших школьников между первым и вторым классами улучшается в 1,1 раза, а между вторым и третьим - в 1,4 раза. Диапазон индивидуальных отличий в данном случае сужается. Точность восприятия ритмического рисунка информационных сигналов в учеников начальных классов существенно не изменяется на протяжении трёх лет обучения. Диапазон индивидуальных отличий заметно расширяется между первым и вторым классами. Объём слуховой памяти между первым и вторым классами улучшается в 1,53 раза, а объём зрительной памяти в этом же возрасте увеличивается в 1,38 раза и остаются почти на прежнем уровне в учеников третьих классов. Диапазон индивидуальных отличий в развитии этой детерминанты не значителен. Количественный показатель развития логического мышления в учеников начальных классов свидетельствуют о постепенном и равномерном его становлении с наличием значительного расширения диапазона индивидуальных отличий в формировании. Также рассматривается уровень сформированности мотивационной сферы как одной из детерминант структуры учебной успеваемости. Нами обнаружены внутрифункциональные связи между этими психическими детерминантами, которые свидетельствуют о наличии конвергентных процессов в познавательной сфере ребёнка, а именно между атенционными и мнемическими функциями его психической деятельности. Обнаруженные внутрифункциональные изменения в структуре исследованной сферы младшего школьника неоднозначно влияют на успеваемость ученика с програмных предметов, перестраивая министруктуры каждого предмета на протяжении всей учебной деятельности школьника. На основе корреляционного и факторного анализов нами установлена доминантность атенционных и мнемических детерминант в структуре этой деятельности. Также выявлено, что на формирование успеваемости по математике младших школьников, в первую очередь, влияет уровень развития объёма внимания. Успеваемость по украинскому языку зависит от уровня развития объёма, устойчивости внимания и объёма слуховой памяти. Структура успеваемости по технике чтения в младших школьников определяется доминантностью объёма, устойчивости внимания и объёма зрительной памяти.
dc.description.abstract The author got indexes of the development of simple motive activity, perception of informative signals, extetings of short-term auditory and visual memory, logical thinking, some abstract thought operations and attentional virtues. The level of motivational sphere forming is considered as one of the determins of educational progress. The innerfunctional connec¬tions between psychic determins are revealed and microage and individual differences in the investigated psychological phenomena which are also determined. It is determined also an influence of the dynamics of their develop¬ment on the educational progress of younger schoolchildren. The practical recommendations for school psychologists, teachers of elementary classes and methodologists are worked out as well.
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова uk_UA
dc.subject комплексное исследование uk_UA
dc.subject комплексне дослідження uk_UA
dc.subject complex research uk_UA
dc.subject психологічні детермінанти uk_UA
dc.subject психологические детерминанты uk_UA
dc.subject psychological determins uk_UA
dc.subject пізнавальні процеси uk_UA
dc.subject познавательные процессы uk_UA
dc.subject cognitive processes uk_UA
dc.subject motion activities uk_UA
dc.subject моторная активность uk_UA
dc.subject моторна активність uk_UA
dc.subject мотиви uk_UA
dc.subject мотивы uk_UA
dc.subject perception uk_UA
dc.subject восприятие uk_UA
dc.subject сприймання uk_UA
dc.subject пам'ять uk_UA
dc.subject память uk_UA
dc.subject memory uk_UA
dc.subject мислення uk_UA
dc.subject мышление uk_UA
dc.subject cogitation uk_UA
dc.subject увага uk_UA
dc.subject внимание uk_UA
dc.subject attention uk_UA
dc.subject факторна вага uk_UA
dc.subject факторный вес uk_UA
dc.subject factorial significance uk_UA
dc.subject внутріструктурні зв'язки uk_UA
dc.subject внутриструктурные связи uk_UA
dc.subject introstructural links uk_UA
dc.subject інтеграція uk_UA
dc.subject интеграция uk_UA
dc.subject integration uk_UA
dc.subject диференціація uk_UA
dc.subject дифференциация uk_UA
dc.subject differentiation uk_UA
dc.subject навчальна успішність uk_UA
dc.subject учебная успеваемость uk_UA
dc.subject pupil’s proficiency uk_UA
dc.subject.classification 159.9:37.015.31. uk_UA
dc.title Психологічні детермінанти навчальної успішності молодших школярів uk_UA
dc.type Other uk_UA


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу