Досліджувались особливості психологічних детермінант навчальної успішності молодших школярів. Одержані показники розвитку простої моторної актив¬ності, сприймання інформаційних сигналів, обсягів короткочасної слухової і зорової пам'яті, логічного мислення і деяких мислительних операцій та властивостей уваги, а також рівень сформованості мотиваційної сфери як однієї з детермінант навчаль¬ної успішності. Виявлені внутріфункціональні зв’язки між цими психічними детермінантами, встановлені мікровікові та індивіду¬альні відмінності в досліджуваних психологічних явищах, вплив динаміки їхнього розвитку на навчальну успішність молодших школярів. Розроблені практичні рекомендації шкільним психологам, вчителям початкових класів та методистам з підвищення успішності молодших школярів на основі врахування домінантності психологічних детермінант.
Тема школьной успеваемости с 60-ых годов ХХ века не уступает своих позиций по актуальности в сравнении с другими психолого-педагогическими проблемами. Существует ряд фундаментальных работ, в которых отмечаеться влияние определённых факторов на повышение эффективности учебной деятельности школьников. Однако, анализ существующих исследований свидетельствует о недостаточной изученности проблемы,в частности, относительно системного подхода к комплексному изучению развития моторных, перцептивных, мнемических, мыслительных и других функций как детерминант учебной деятельности учащихся начального звена средней школы. О важности решения данной проблемы в младшем школьном возрасте свидетельствует и факт появления интеллектуальной рефлексии при изменении ведущей деятельности младшего школьника, которые выступают основой дальнейшего интеллектуального развития подрастающей личности. Всё это требует системного изучения структуры моторико-действенной и познавательной области учебной деятельности с определением доминантных факторов в каждом микровозрастном периоде. Поэтому, цель нашего исследования заключается в определении и систематизации микровозрастных внутрифункциональных структур психологических детерминант и их взаимосвязи с учебной успеваемостью младших школьников.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме, мы можем сделать вывод, что учебная успеваемость включает результативные компоненты учебной деятельности, выступает латентным явлением познавательного аспекта в структуре этой деятельности (функциональной системы), проявляется в результате выполнения учебного задания, а также формируется в зависимости от направления познавательной деятельности и дифференцируется относительно индивидуальным отличиям ребёнка.
В результате анализа литературных источников и предварительного анкетирования учителей начальных классов нами были определены психологические детерминанты успеваемости младших школьников,а также получены показатели их развития, которые раскрыли количественную и качественную стороны внутренних изменений процесса усвоения знаний учениками. Количественные показатели развития простой моторной активности правой руки учеников между первым и вторым классами увеличивается в 1,10 раза,а между вторым и третьим - в 1,11 раза. Моторика левой руки между первым и вторым классами улучшается в 1,13 раза, а между вторым и третьим - в 1,01раза. Наблюдаются некоторые различия в динамике диапазона индивидуальных отличий в развитии моторики правой и левой руки младших школьников.Результаты исследования аттенционного явления свидетельствует о его постепенном росте у детей начальных классов. Устойчивость внимания между первым и вторым классами улучшается в 1,3 раза, а между вторым и третьим - в 1,2 раза. Диапазон индивидуальных отличий при этом расширяется. Уровень развития продуктивности внимания между первым и вторым классами увеличивается в 1,8 раза, а между вторым и третьим- в 1,2 раза. Диапазон индивидуальных отличий имеет тенденцию к расширению. Уровень развития объёма внимания младших школьников между первым и вторым классами улучшается в 1,1 раза, а между вторым и третьим - в 1,4 раза. Диапазон индивидуальных отличий в данном случае сужается. Точность восприятия ритмического рисунка информационных сигналов в учеников начальных классов существенно не изменяется на протяжении трёх лет обучения. Диапазон индивидуальных отличий заметно расширяется между первым и вторым классами. Объём слуховой памяти между первым и вторым классами улучшается в 1,53 раза, а объём зрительной памяти в этом же возрасте увеличивается в 1,38 раза и остаются почти на прежнем уровне в учеников третьих классов. Диапазон индивидуальных отличий в развитии этой детерминанты не значителен. Количественный показатель развития логического мышления в учеников начальных классов свидетельствуют о постепенном и равномерном его становлении с наличием значительного расширения диапазона индивидуальных отличий в формировании. Также рассматривается уровень сформированности мотивационной сферы как одной из детерминант структуры учебной успеваемости.
Нами обнаружены внутрифункциональные связи между этими психическими детерминантами, которые свидетельствуют о наличии конвергентных процессов в познавательной сфере ребёнка, а именно между атенционными и мнемическими функциями его психической деятельности. Обнаруженные внутрифункциональные изменения в структуре исследованной сферы младшего школьника неоднозначно влияют на успеваемость ученика с програмных предметов, перестраивая министруктуры каждого предмета на протяжении всей учебной деятельности школьника. На основе корреляционного и факторного анализов нами установлена доминантность атенционных и мнемических детерминант в структуре этой деятельности. Также выявлено, что на формирование успеваемости по математике младших школьников, в первую очередь, влияет уровень развития объёма внимания. Успеваемость по украинскому языку зависит от уровня развития объёма, устойчивости внимания и объёма слуховой памяти. Структура успеваемости по технике чтения в младших школьников определяется доминантностью объёма, устойчивости внимания и объёма зрительной памяти.
The author got indexes of the development of simple motive activity, perception of informative signals, extetings of short-term auditory and visual memory, logical thinking, some abstract thought operations and attentional virtues. The level of motivational sphere forming is considered as one of the determins of educational progress. The innerfunctional connec¬tions between psychic determins are revealed and microage and individual differences in the investigated psychological phenomena which are also determined. It is determined also an influence of the dynamics of their develop¬ment on the educational progress of younger schoolchildren. The practical recommendations for school psychologists, teachers of elementary classes and methodologists are worked out as well.