Дисертаційне дослідження присвячено вивченню психологічних особливостей професійного стресу вчителя та розробці попереджувальних заходів з виникнення професійного стресу у майбутніх учителів раціонально-емотивними засобами. Уточнено зміст поняття стресу. Вивчено психологічні особливості професійного стресу вчителя, зокрема його інтенсивність і специфіка детермінант виникнення. Модифіковані діагностичні методики дослідження професійного стресу вчителя та детермінант його виникнення. Вивчено і систематизовано основні детермінанти виникнення професійного стресу вчителя та створено модель виникнення професійного стресу вчителя, сформульовано визначення професійного стресу вчителя. Розроблено та апробовано систему з попередження виникнення професійного стресу у майбутніх учителів раціонально-емотивними засобами, доведено її ефективність, сформульовані рекомендації з використання попереджувальних заходів у процесі професійної підготовки майбутніх вчителів.
The research is devoted to the studying of the psychological peculiarities of the teacher’s professional stress and the development of preventive means against the appearing of the future teachers’ professional stress by rational-emotive means. The meaning of the notion of stress is specified. The psychological peculiarities of the teacher’s professional stress were learned, in particular its intensity and the specific features of its origin. The diagnostic methods of the researching of the teacher’s professional stress and the determinants of its appearing are modified. The main determinants of the teacher’s professional stress are systematized and the model of the appearing of the teacher’s professional stress is created. The definition of the teacher’s professional stress is formed. The preventive system against the appearing of the future teachers’ professional stress by rational-emotive means is developed and tested, its effectiveness is proved, the recommendations as to the preventive means against the professional stress in the process of the future teachers’ training.
Диссертационное исследование посвящено изучению психологических особенностей профессионального стресса учителя и разработке программы предупреждения профессионального стресса у будущих учителей рационально-эмотивными средствами.
В результате теоретического анализа психологической литературы было установлено, что исследование данной проблемы является актуальным, так как особенности возникновения и предупреждения профессионального стресса у учителей остаются недостаточно изученными в современной психологической науке. В работе представлены содержательные характеристики составляющих стресса, описаны процессы, характерные для стресса, освещены особенности различных видов стресса, описано влияние стресса на жизнедеятельность и здоровье человека, а также на профессиональную деятельность, в частности, педагогическую. В результате теоретического исследования было выявлено, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и может провоцировать развитие негативных явлений, классифицированных нами как результат профессионального стресса: профессиональную деформацию, синдром эмоционального выгорания, соматические заболевания. Возникновение профессионального стресса у учителей детерминируют внешние факторы (условия профессиональной деятельности) и внутренние факторы (личностные особенности).
С целью определения психологических особенностей профессионального стресса учителя, заключающихся в интенсивности и специфике детерминант возникновения, использовались методики для изучения стрессовых состояний и личностных характеристик. В результате исследования были выявлены и систематизированы основные детерминанты возникновения профессионального стресса учителя. Создана модель возникновения профессионального стресса учителя: профессиональный стресс учителя развивается в результате субъективной оценки действия внешних факторов (профессионально-межличностных и профессионально-социальных) как стрессогенных под воздействием внутренних факторов (интраличностных). Сформулировано определение профессионального стресса учителя как комплексной психо-физиологической реакции, возникающей в результате субъективной оценки действия внешних факторов (профессионально-межличностных и профессионально-социальных) как стрессогенных под воздействием внутренних факторов (интраличностных).
На основе созданной модели была разработана и апробирована система предупреждения профессионального стресса у будущих учителей, целью которой является формирование адекватной оценки действительности рационально-эмотивными средствами в форме спецкурса “Психологические основы регуляции стрессовых состояний, возникающих в профессиональной деятельности учителя”. Работа по предупреждению возникновения профессионального стресса учителя осуществлялась с учетом иерархической модели возникновения профессионального стресса учителя. Относительно каждой из выделенных групп стрессоров эффективными являются различные направления предупреждающей работы. Относительно профессионально-социальных факторов необходимо формировать систему знаний о профессионально-социальных стрессорах; развивать адекватную оценку действительности, позитивное мышление; обучать приемам саморегуляции. Для предупреждения действия профессионально-межличностных факторов необходимо формирование системы знаний о профессионально-межличностных стрессорах; развитие навыков конструктивного педагогического общения; обучение приемам бесконфликтного общения, предупреждение конфликта в педагогической деятельности, оптимального поведения в конфликтной ситуации; обучение приемам саморегуляции. Относительно интраличностных факторов надо развивать адекватную самооценку; формировать систему знаний об индивидуально-личностных детерминантах возникновения стресса; развивать личностное и профессиональное самоопределение; обучать приемам саморегуляции. Анализ эффективности формирующего эксперимента свидетельствует о том, что в результате применения рационально-эмотивных средств уменьшилась интенсивность профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания. Сформулированные рекомендации позволяют использовать результаты диссертационного исследования в процессе профессиональной подготовки учителей и в работе практического психолога в учреждениях образования.
Ключевые слова: стресс; профессиональный стресс; модель возникновения профессионального стресса учителя; детерминанты возникновения профессионального стресса учителя: социально-профессиональные, межличностно-профессиональные, интраличностные, рациоанально-эмотивные средства; когнитивные, эмотивные и поведенческие техники дискутирования.