Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Деривационная репрезентация категории оценки в современном русском языке

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Летючая, Любовь Петровна
dc.date.accessioned 2023-11-07T12:11:29Z
dc.date.available 2023-11-07T12:11:29Z
dc.date.issued 2004
dc.identifier.citation Летючая, Любовь Петровна. Деривационная репрезентация категории оценки в современном русском языке : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.02 – русский язык / Летючая Любовь Петровна ; науч. руководитель Плужникова Тамара Ивановна ; Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. - Киев, 2004. – 209 с. uk
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/42822
dc.description.abstract Диссертация посвящена изучению категории оценки на деривационном уровне (эва-люативности), что на сегодня остается не до конца изученной проблемой. В работе проанализированы средства репрезентации категории оценки в морфемно-словообразовательной структуре слова, установлен словообразовательный потенциал слов всех частей речи русского языка относительно их способности образовывать оценочные про-изводные определены основные способы образования эвалюативных имен существительных, имен прилагательных, наречий, слов категории состояния, глаголов, структурных слов. В рамках разграничения понятий “аксиологичность” и “эвалюативность”, “объективная” и “субъективная” оценка дается характеристика разновидностей эвалюативов. Определено, что наибольшее количество эвалюативов в русском языке мотивируется именами существительными, прилагательными, наречиями; значительно меньшее – словами категории состояния, глаголами, междометиями, частицами, местоимениями. Совсем не об-разуют оценочных производных числительные, союзы, предлоги, глагольные связки, модаль-ные слова (от последних возможны окказиональные образования с синкретичной семантикой). uk
dc.description.abstract Дисертацію присвячено актуальній проблемі – дослідженню мовних засобів категорії оцінки. У роботі виявлено засоби репрезентації категорії оцінки у морфемно-словотвірній структурі слова, встановлено словотвірний потенціал слів усіх граматичних класів російської мови щодо їх здатності утворювати оцінні похідні. Визначено основні способи творення ева-люативних іменників, прикметників, прислівників, дієслів та структурних слів: афіксація, складання, графіксація. У межах диференціації понять “аксіологічність” і “евалюативність“, “об’єктивна” та “суб’єктивна оцінка” характеризуються різновиди евалюативів. З’ясовано, що найбільша кількість евалюативів мотивується іменниками, прикметни-ками, прислівниками; значно менша – дієсловами, вигуками, частками, займенниками. Зовсім не утворюють оцінних похідних числівники, сполучники, прийменники, дієслова-зв’язки, модальні слова. У творенні евалюативів домінують суфіксальні афікси; можуть брати участь також префі-кси, префіксоїди, повторення основ. Конкретне значення поліфункціональних афіксів уточню-ється контекстом. Суб’єктивно-оцінні деривати творяться способами: суфіксальним, префіксальним, складання та деякими оказіональними способами. uk
dc.description.abstract The dissertation is devoted to the study of the category of evaluation on the derivational level (evaluativeness), which remains an issue not studied enough. The means of representation of the category of evaluation in the morphemic-word building structure of the word are revealed in the paper. The word building potential of words of all Russian parts of speech concerning their ability of creating evaluative derivatives is specified there. The au-thor define general means of creating evaluative nouns, adjectives, adverbs, verbs, and structural words as a part of delimitating notions ‘axiologiness’ and ‘evaluativeness’, objective and subjective evaluation. The description of evaluatives varieties is given in the dissertation. Most number of evaluatives is motivated by nouns, adjective, and adverbs. The considerable less number is motivated by verbs, interjections, particles, pronouns. Numerals, conjunctions, prep-ositions, modal words are not able to motivate evaluatives. Modal words can form occasional deri-vates with the syncretic semantics. Suffixes dominate in evaluatives forming, but the latter can be formed by prefixes, prefixoids, and reduplication as well. The definite meaning of the poly-functional suffixes is specialized by the context. uk
dc.language.iso ru_RU uk
dc.subject категория оценки uk
dc.subject объективная оценка uk
dc.subject субъективная оценка uk
dc.subject эвалюатив uk
dc.subject эмотив uk
dc.subject экспрессив uk
dc.subject категорія оцінки uk
dc.subject об’єктивна оцінка uk
dc.subject суб’єктивна оцінка uk
dc.subject евалюатив uk
dc.subject емотив uk
dc.subject експресив uk
dc.subject category of estimation uk
dc.subject objective evaluation uk
dc.subject subjective evaluation uk
dc.subject evaluative uk
dc.subject emotive uk
dc.subject expressive uk
dc.title Деривационная репрезентация категории оценки в современном русском языке uk
dc.title.alternative Дериваційна репрезентація категорії оцінки у сучасній російській мові uk
dc.title.alternative The Category of Evaluation Derivational Representation in Modern Russian uk
dc.type Dissertation uk
dc.identifier.udc 811.161.1’373.611


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics