В статті надано результати визначення рівня розвитку окремих параметрів розвитку координаційних здібностей школярів молодших класів, а також представлено порівняльну характеристику досліджуваних показників у статевому та віковому аспектах. Від рівня розвитку координації залежить швидкість адаптації дитини до різних рухових ситуацій. Мета дослідження: визначити особливості координаційної підготовленості школярів молодшого шкільного віку. Методи й організація дослідження. В дослідженні використані такі методи: метод теоретичного аналізу та узагальнення літературних джерел, вивчення документальних матеріалів, педагогічне спостереження і хронометраж навчальних занять; метод контрольних випробувань, педагогічний експеримент, методи математичної статистики. Результати дослідження. Хореографія, завдяки своїм специфічним функціям, дозволяє розвивати в молодших школярів емоційно-виразну пластику рухів, володіння моторикою власного тіла. Одним із перспективних напрямів удосконалення системи фізичного виховання дітей молодшого шкільного віку є наукове обґрунтування використання засобів хореографії для розвитку координаційних здібностей. Розроблена програма формування координаційних здібностей з використанням засобів хореографії дозволяє покращити рівень розвитку координаційних здібностей у дітей молодшого шкільного віку.
Висновки. У молодшому шкільному віці дівчатка мають більш високий, ніж хлопчики, рівень прояву статичної рівноваги, а показники динамічної рівноваги хлопчиків вище аналогічних показників дівчаток. Отримані данні вікового розвитку координаційних здібностей вказують на необхідність розробки методики диференційованого фізичного виховання дітей молодшого шкільного віку. Дітей, що не займаються спортом і мають середні й низькі показники фізичної підготовленості, варто орієнтувати на поліпшення особистих результатів.
В статье даны результаты определения уровня развития отдельных параметров развития координационных способностей школьников младших классов, а также представлена сравнительная характеристика исследуемых показателей в половом и возрастном аспектах. От уровня развития координации зависит скорость адаптации ребенка к различным двигательных ситуаций. Цель исследования: определить особенности координационной подготовленности школьников младшего школьного возраста. Методы и организация исследования. В исследовании использованы следующие методы: метод теоретического анализа и обобщения литературных источников, изучение документальных материалов, педагогическое наблюдение и хронометраж учебных занятий; метод контрольных испытаний, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты исследования. Хореография, благодаря своим специфическим функциям, позволяет развивать у младших школьников эмоционально-выразительную пластику движений, владение моторикой собственного тела. Одним из перспективных направлений совершенствования системы физического воспитания детей младшего школьного возраста является научное обоснование использования средств хореографии для развития координационных способностей. Разработана программа формирования координационных способностей с использованием средств хореографии позволяет улучшить уровень развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Выводы. В младшем школьном возрасте девочки имеют более высокий, чем мальчики, уровень проявления статического равновесия, а показатели динамического равновесия мальчиков выше аналогичных показателей девочек. Полученные данные возрастного развития координационных способностей указывают на необходимость разработки методики дифференцированного физического воспитания детей младшего школьного возраста. Детей, не занимающихся спортом и имеют средние и низкие показатели физической подготовленности, стоит ориентировать на улучшение личных результатов.
The article presents the results of determining the level of development of certain parameters of the development of coordination abilities of primary school students, as well as presents a comparative description of the studied indicators in terms of gender and age. The speed of adaptation of the child to different motor situations depends on the level of coordination development. The purpose of the study: to determine the features of coordination training of primary school students. Methods and organization of research. The following methods were used in the study: the method of theoretical analysis and generalization of literary sources, study of documentary materials, pedagogical observation and timing of classes; method of control tests, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Research results. Choreography, due to its specific functions, allows you to develop in younger students emotionally expressive plasticity of movements, mastery of their own body motility. One of the promising areas for improving the system of physical education of primary school children is the scientific justification for the use of choreography for the development of coordination skills. The developed program of formation of coordination abilities with use of means of choreography allows to improve the level of development of coordination abilities at children of primary school age.
Conclusions. In primary school age, girls have a higher level of static balance than boys, and the dynamic balance of boys is higher than that of girls. The obtained data on the age development of coordination abilities indicate the need to develop a methodology for differentiated physical education of primary school children. Children who do not play sports and have medium and low levels of physical fitness should focus on improving personal results.