Рівень здоров’я дітей сучасні науковці відзначають тенденцією зниженням, у зв’язку із наростаючою гіподинамією, яка виникає у зв’язку із технологізацією сьогоденності. Тому, залучення підростаючого покоління до систематичних занять фізичними вправами у позаурочний час задля покращення здоров’я – постає однією із найактуальніших питань сучасного суспільства. Мета дослідження – науково обґрунтувати та визначити особливості мотивації старшокласників до рекреаційних занять в процесі позашкільної освіти. Методи і матеріал дослідження. Для реалізації поставлених у науковій роботі мети і завдань використовували комплекс взаємообумовлених та взаємодоповнюючих загальнонаукових і спеціальних методів дослідження. Аналіз науково-методичної літератури, соціологічні методи дослідження роботи, методи математичної статистики. У дослідженні було задіяно 99 старшокласників, віком 15-16 років, які в позаурочний час відвідували Чернівецький обласний центр туризму, краєзнавства та екскурсій учнівської молоді та спортивні школи м. Чернівці. Висновки. Отже, вивчено мотивацію учнів старшого шкільного віку, рівень їх рухової активності, фізичного здоров’я, показників морфо-функціонального стану та когнітивних функцій. Виявлено, що старшокласники не беруть участь у позашкільних заходах, у них відсутня раціональна організація вільночасової діяльності. Оскільки, при виборі форм і видів занять не враховуються мотиви і інтереси школярів, структура вільного часу школярів містить переважно пасивні форми відпочинку. Результати анкетування дівчат засвідчують, що вони більш зацікавлені активним відпочинком, розвагами та оздоровленням, а хлопці – спілкуванням з друзями та перевіркою себе в екстремальних ситуаціях. Основними причинами, що перешкоджають участі старшокласників у позакласних заняттях є – брак часу і велике навчальне навантаження, відсутність секцій, які б їх зацікавили.
Уровень здоровья детей современные ученые отмечают тенденцию снижения, в связи с нарастающей гиподинамией, которая возникает в связи с технологизацией современности. Поэтому, привлечение подрастающего поколения к систематическим занятиям физическими упражнениями во внеурочное время для улучшения здоровья - стоит одной из самых актуальных вопросов современного общества. Цель исследования - научно обосновать и определить особенности мотивации старшеклассников к рекреационных занятий в процессе внешкольного образования. Методы и материал исследования. Для реализации поставленных в научной работе цели и задач использовали комплекс взаимообусловленных и взаимодополняющих общенаучных и специальных методов исследования. Анализ научно-методической литературы, социологические методы исследования работы, методы математической статистики. В исследовании было задействовано 99 старшеклассников в возрасте 15-16 лет, во внеурочное время посещали Черновицкий областной центр туризма, краеведения и экскурсий учащейся молодежи и спортивные школы г. Черновцы. Выводы. Итак, изучено мотивацию учащихся старшего школьного возраста, уровень их двигательной активности, физического здоровья, показателей морфо-функционального состояния и когнитивных функций. Выявлено, что старшеклассники не участвуют во внешкольных мероприятиях, в них отсутствует рациональная организация свободной деятельности. Поскольку, при выборе форм и видов занятий не учитываются мотивы и интересы школьников, структура свободного времени школьников содержит преимущественно пассивные формы отдыха. Результаты анкетирования девушек показывают, что они более заинтересованы активным отдыхом, развлечениями и оздоровлением, а ребята - общением с друзьями и проверкой себя в экстремальных ситуациях. Основными причинами, препятствующими участию старшеклассников во внеклассных занятиях есть - нехватка времени и большое учебная нагрузка, отсутствие секций, которые их заинтересовали.
Modern scientists note the level of health of children in a declining trend, due to the increasing hypodynamia that occurs due to the technologicalization of today. Therefore, involving the younger generation in regular extracurricular exercise to improve health is one of the most pressing issues in modern society. The purpose of the study is to scientifically substantiate and determine the features of motivation of high school students to recreational activities in the process of extracurricular education. Research methods and material. To implement the goals and objectives set in the scientific work used a set of interdependent and complementary general scientific and special research methods. Analysis of scientific and methodological literature, sociological methods of research, methods of mathematical statistics. The statement involved 99 high school students, aged 15-16, who attended the Chernivtsi Regional Center for Tourism, Local History and Excursions of student youth and sports schools in Chernivtsi. Conclusions. Thus, the motivation of high school students, their level of motor activity, physical health, morpho-functional indicators and cognitive functions were studied. It was found that high school students do not participate in extracurricular activities, they do not have a rational organization of leisure activities. Because the choice of forms and types of classes do not take into account the motives and interests of students, the structure of students' free time contains mostly passive forms of recreation. The results of the survey of girls show that they are more interested in active recreation, entertainment and recovery, and boys - in communication with friends and testing themselves in extreme situations. The main reasons that hinder the participation of high school students in extracurricular activities are - lack of time and heavy workload, lack of sections that would interest them.