У дисертації в контексті неперервної освіти обґрунтовано теоретико-методологічні
засади управління підвищенням кваліфікації педагогічних кадрів профтехосвіти.
Проаналізовано еволюцію теорії і практики становлення і розвитку системи ПТО та
управління підвищенням кваліфікації педагогічних працівників профтехосвіти в Україні, обґрунтовано її концептуальні, організаційно–методичні положення. Досліджено особливості управління цією системою на загальнодержавному, регіональному і внутрішньому (на рівні навчального закладу) рівнях, розкрито можливості і перспективи її подальшого удосконалення на основі моделей відкритої освіти і дистанційного навчання. Експериментально доведено ефективність реалізації даної системи, а також визначено подальші перспективи розвитку в контексті державотворчих процесів, що відбуваються.
The theoretical and methodological foundations of the management of pedagogues’
qualification upgrading in the vocational education are substantiated in the context of life-long education. The author has analysed the evolution of the theory and practice of the theoretical and methodological foundations of the vocational education (VET) and the in-service vocational teacher training management, substantiated conceptual, organisational, and method principles. The peculiarities of the management of the system at the state, regional and local (the level of an educational institution) levels have been studied; possibilities and prospects of its futher improvement are presented on the basis of the open education and distance learning conceptual ideas. The author has experimentally proved the efficacy of the system implementation and identifyed the furter development perspectives in the context of the current state formation processes.
В диссертации в контексте непрерывного образования обоснованы теоретико-методологические основы повышения квалификации педагогических работников профтехобразования. Проанализированы основные тенденции и формы повышения профессионального уровня в развитых странах Европы, США и Японии. На основах системной методологии исследованы и обозначены этапы и формы становления и развития как системы профтехобразования, так и повышения квалификации педагогических работников ПТО в Украине (конец 30–х - начало 40–х годов ХХ ст. – закладывание целенаправленных основ управления системой профтехобразования и первых форм повышения квалификации педагогических работников, решение обеспечения учебных заведений профтехобразования кадрами путем создания индустриальных техникумов для подготовки мастеров производственного обучения; 1947–1957 гг. – создание в Украине сети курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров профтехобразования, организация семинаров, школ передового опыта; 1958–1964 гг. – этап создания системы профтехобразования на основе реорганизации всех типов учебных заведений у дневные и вечерние профессионально–технические училища; 1965–1969 гг. – усиление централизации в управлении профтехобразованием, создание Всесоюзного института повышения квалификации инженерно педагогических работников профтехобразования и открытие его филиала в г. Донецке; 1969–1984 гг. – дальнейшее усиление работы и реорганизация системы повышения квалификации – введение периодической аттестации педагогических работников, создание Республиканского института повышения квалификации работников профтехобразования (РИПК) с разветвленной сетью филиалов. Именно этим в конце 70–х начала 80 гг. ХХ столетия были заложены основы формирования самостоятельного учебного комплекса повышения квалификации отечественной системы профтехобразования; 1985–1990 гг. – период возникновения и накопления демократических тенденций, переориентация системы образования на ценности гуманизма и демократии, формирование национального самосознания; 1991–2001 гг. – период пересмотра концептуальных основ образования в контексте идей непрерывности, самоорганизации, доступности, вариативности образования
на фоне изменений в общественно–политической жизни Украины, что способствовало усилению тенденций децентрализации, в том числе и отрицательных (уменьшение объемов финансирования, ухудшение материально–технической базы ПТУЗ, ликвидация и перепрофилирование учебных заведений профтехобразования и т.п.); с 2002 г. – достижение соответствующего баланса тенденций централизации и децентрализации в управлении профтехобразованием, усиление требований к подготовке рабочих кадров в соответствии с
потребностями рыночной экономики, и соответственно усиление внимания к проблемам повышения квалификации педагогических работников.
На основе концептуальных идей о том, что повышение квалификации работников
профтехобразования требует учета как педагогической составляющей, так и
производственной (знание основ производства, технологической базы, в том числе
современных технологий), исследовано особенности управления этой системой на
общегосударственном, региональном и внутреннем (на уровне учебного заведения) уровнях. Проанализированы основные направления образовательного менеджмента и в этом контексте определены перспективные пути дальнейшего совершенствования управления развитием системы повышения квалификации педагогических работников профтехобразования путем внедрения дистанционного обучения. Представлены научно–методические материалы, на
которых осуществляется организация соответствующего обучения и управления учебным процессом в системе повышения квалификации педагогических работников
профтехобразования. Обобщены результаты теоретического и практического поиска,
определены дальнейшие перспективы развития отрасли в контексте происходящих
государственно–творческих процессов. Проведена экспертиза качества функционирования двух учебных заведений на примере четырех категорий работников профтехобразования и кафедр, на основе которой выявлены недостатки и определены конкретные направления управленческого воздействия на деятельность учебного заведения, а также стратегии его дальнейшего развития.