В дисертаційному дослідженні
- узагальнено напрацювання науковців з питань формування
професійної готовності вчителя любити дітей;
- визначено поняття професійної готовності вчителя любити дітей,
його зміст, структуру та функції;
- теоретично обгрунтована та експериментально перевірена модель
підготовки вчителя, здатного будувати педагогічну взаємодію з
учнем за законами діяльної любові;
- розроблені рекомендацій зорієнтовані на змістовий, діяльнісний та
технологічний інваріанти в системі професійної підготовки.
In this thesis the investigations of scientists in the field of the formation professional readiness of a teacher to love children. It is defined the conception of professional readiness of a teacher to love children, its contents, structure and functions.
Theoretically motivated and experimentally checked the model of training the teacher who can build pedagogical cooperation according to the law of active love. The recommendations which directed towards informative, and technological (invariant) in system of professional training are well developed.
В диссертационном исследовании обобщаются наработки учёных по
вопросам формирования профессиональной готовности учителя любить
детей. Основополагающим составным нравственно-чувственной сферы
учителя есть любовь к детям, что определяется профессиограммами
подготовки учителя и должна развиваться вместе с другими базовыми
профессиональными качествами. Недостаточная её сформированность или
отсутствие считается значительным недостатком профессиональной
подготовки учителя. Важными для решения в процессе поисковой работы стали вопросы определения основных понятий предмета исследования и проверки условий эффективности развития данного феномена. Исследования
процессуального подхода к описанию понятий подтверждает возможность
определять “любовь к детям”: 1) на стадии
зарождения или переживания (в контексте педагогической этики) как
морально-этическое чувство; 2) на стадии развития - это умение учиться
организовывать работу с детьми на основах взаимного уважения,
поддержки, сочувствия, заботы; 3) на стадии сформированности- это
качество, носителем которого есть учитель.
Готовность любить детей следует рассматривать не как врождённое
качество, а как социально-психологическое состояние личности педагога,
которое является результатом его интеллектуально-познавательной,
морально-этической, ценностно-оценочной, целево-мотивационной,
волевой сфер, к тому же зафиксированное в специальной модели
профессионального мышления как установка, что проявляется в
эмпатийном взаимодействии учителя с учениками, обслуживая механизмы
рефлексии и обеспечивая взаимную результативность при решении
профессиональных задач в реальных ситуациях общения. Сущностным показателем профессионального условия любить детей есть осознание его каждым педагогом как потребности духовного самоусовершенствования, личностного роста учителя-профессионала. Системно-интегративная структура профессиональной готовности
учителя любить детей объединяет познавательно-ориентационный, действенно-операционный, ценностно-мотивационный компоненты и характерные для каждого из них индикаторы функционирования. Мера проявления данного феномена характеризуется системностью, целенаправленностью, активностью, рефлексией и перенесением. В диссертационном исследовании также выделены условия, при
которых информационно-технологическая система дидактического
обеспечения воспитания у будущего учителя умения любить детей будет
эффективной. Это: формирование полноты представлений о сущности
профессиональной готовности любить детей; развитие профессиональной
направленности личностно-ценностных ориентаций; отработка навыков
эмпатийного взаимодействия и педагогической рефлексии; стимулирование
положительной профмотивации, гуманистических установок как
личностных ценностей учителя, динамики стиля конструктивного
поведения будущего учителя. В результате теоретического определения и экспериментальной проверки модели подготовки учителя, способного организовывать педагогическое взаимодействие за законами деятельной любви,
разработаны практические рекомендации для преподавателей учебных
педагогических учреждений.