У статті розглядаються питання, що пов’язані із можливими тенденціями в розвитку вищої освіти в умовах діджиталізації. Автори досліджують низку найважливіших тенденцій, що зумовлені діджиталізацією від змін щодо потреб здобувачів до тенденцій зумовлених глобалізацією. У дослідженні були використані методи аналізу наукової літератури, проективні методи, аналіз, синтез, узагальнення, індукція, дедукція. Суспільний розвиток в поєднані з діджиталізацією змінює очікування здобувачів освіти щодо набуття ними компетентностей, а також форм і методів набуття цих компетентностей. Автори зробили системний аналіз мотивації здобувачів освіти та виокремили вплив діджиталізації на різні групи здобувачів. Значне підвищення доступності інформації, швидкість її пошуку та передачі зумовлює зміни в організації навчального процесу та проведенні занять передусім в напрямку розширення он-лайн навчання. А це, в свою чергу, висуває нові вимоги до компетентностей викладачів, які, в сучасних умовах, повинні володіти низкою інформаційних та комунікаційних технологій для ефективного здійснення навчального процесу. Автори наводять найбільш затребувані компетентності сучасного викладача, серед яких вміння подати матеріал знаходиться на другому місці, а це сьогодні неможливо без застосування комунікаційних та інформаційних технологій. Сучасний викладач крім фахових та педагогічних компетентностей повинен володіти низкою діджитал-компетенцій, що зумовить зміни у програмах підготовки вчителів та PhD. Автори торкаються проблеми старіння інформації під час освітнього процесу та впливу діджиталізації на цей процес. Діджиталізація сприятиме розвитку освітніх послуг на зразок коротких освітніх програм для опанування обмеженої кількості професійних компетентностей, необхідних для виконання певної роботи або зайняття певної посади. Автори вважають, що застосування штучного інтелекту та віртуальної реальності в освітньому процесі буде розвиватися швидкими темпами. Під впливом діджиталізації значних змін будуть зазнавати заклади освіти до підвищення вимог матеріально-технічної бази, а також до планування і архітектурних рішень приміщень. Діджиталізація сприятиме розвитку процесів інтернаціоналізації та глобалізації в сфері освіти. В цілому, діджиталізація здійснює суттєвий вплив на трансформацію сучасної освіти.
The article considers issues related to possible trends in the development of higher education in the context of digitalization. The authors examine a number of important trends caused by digitalization from changes in the needs of applicants to trends in globalization. The study used methods of analysis of the scientific literature, projective methods, analysis, synthesis, generalization, induction, deduction.
Social development in combination with digitalization changes the expectations of students regarding the acquisition of competencies, as well as the forms and methods of acquiring these competencies. The authors made a systematic analysis of the motivation of students and highlighted the impact of digitalization on different groups of applicants. Significant increase in the availability of information, the speed of its search and transmission causes changes in the organization of the educational process and the conduct of classes primarily in the direction of expanding online learning. And this in turn puts forward new requirements for the competencies of teachers, who, in modern conditions, must have a number of information and communication technologies for the effective implementation of the educational process. The authors cite the most popular competencies of a modern teacher, among which the ability to present material is in second place, and this is impossible today without the use of communication and information technology. In addition to professional and pedagogical competencies, a modern teacher must have a number of digital competencies, which will lead to changes in teacher training programs and PhD. The authors address the problem of information aging during the educational process and the impact of digitalization on this process. Digitalization will promote the development of educational services such as short educational programs to acquire a limited number of professional competencies required to perform a particular job or position.
The authors believe that the use of artificial intelligence and virtual reality in the educational process will develop rapidly. Under the influence of digitalization, educational institutions will undergo significant changes to increase the requirements of the material and technical base, as well as to the planning and architectural solutions of the premises. Digitalization will contribute to the development of internationalization and globalization in education. In general, digitalization has a significant impact on the transformation of modern education.
В статье рассматриваются вопросы, которые связаны с возможными тенденциями в развитии высшего образования в условиях диджитализации. Авторы исследуют ряд важнейших тенденций, которые предопределены диджитализацией: от изменений относительно потребностей соискателей к тенденциям, предопределенным глобализацией. В исследовании были использованные методы анализа научной литературы, проективные методы, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция.
Общественное развитие в соединении с диджитализацией изменяет ожидание соискателей относительно приобретения ими компетентностей, а также форм и методов приобретения этих компетентностей. Авторы проанализировали мотивацию соискателей и выделили влияние диджитализации на разные группы соискателей. Значительное повышение доступности информации, скорость ее поиска и передачи предопределяет изменения в организации учебного процесса и проведении занятий прежде всего в направлении расширения он-лайн обучения. А это, в свою очередь, выдвигает новые требования к компетентностям преподавателей, которые в современных условиях должны владеть рядом информационных и коммуникационных технологий для эффективного осуществления учебного процесса. Авторы приводят наиболее востребованные компетентности современного преподавателя, среди которых умение подать материал находится на втором месте, что невозможно без применения коммуникационных и информационных технологий. Современный преподаватель кроме профессиональных и педагогических компетентностей должен владеть рядом диджитал-компетенций, которые обусловят изменения в программах подготовки учителей и PhD. Авторы касаются проблемы устаревания информации во время образовательного процесса и влияния диджитализации на этот процесс. Диджитализация будет содействовать развитию образовательных услуг наподобие коротких образовательных программ для овладения ограниченным количеством профессиональных компетентностей, необходимых для выполнения определенной работы или занимания определенной должности. Авторы считают, что применение искусственного интеллекта и виртуальной реальности в образовательном процессе будет развиваться быстрыми темпами. Под воздействием диджитализации значительные изменения будут испытывать заведения образования по повышению требований к материально-технической базе, а также по планированию и архитектурным решениям помещений. Диджитализация будет содействовать развитию процессов интернационализации и глобализации в сфере образования. В целом, диджитализация существенно влияет на трансформацию современного образования.