Дисертацію присвячено проблемі патріотичного виховання учнівської молоді професійно-технічних навчальних закладів. У дослідженні розкрито наукові засади патріотичного виховання учнівської молоді в сучасних умовах розвитку системи професійно-технічної освіти; виявлено особливості патріотичного виховання учнівської молоді ПТНЗ як пріоритетного напряму в сучасних умовах; з’ясовано сучасний стан патріотичного виховання учнівської молоді; розроблено компоненти, критерії, показники та рівні патріотичної вихованості учнівської молоді ПТНЗ; експериментально перевірено структурно-функціональну модель процесу патріотичного виховання з учнями ПТНЗ у позааудиторній діяльності; обґрунтовано педагогічні умови; розроблено організаційно-методичне забезпечення процесу патріотичного виховання учнів.
Диссертационное исследование посвящено проблеме патриотического воспитания ученической молодежи в системе профессионально-технического образования. В диссертации проанализирована проблема патриотического воспитания ученической молодежи в системе профессионально-технического образования, раскрыто научные основы патриотического воспитания учащейся молодежи в современных условиях развития системы профессионально-технического образования; выявлены особенности патриотического воспитания учащейся молодежи ПТУ как приоритетного направления в современных условиях; раскрыто современное состояние патриотического воспитания ученической молодежи; разработаны компоненты, показатели, критерии, уровни патриотической воспитанности ученической молодежи ПТУ; экспериментально проверено структурно-функциональную модель процесса патриотического воспитания с учениками ПТУ; обосновано педагогические условия, а также экспериментально проверено структурно-функциональную модель процесса патриотического воспитания с учащимися ПТУ во внеаудиторной деятельности; разработано организационно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания учащихся. В диссертации осуществлен теоретический анализ понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотически воспитанный ученик». Патриотически воспитанный ученик рассматривается как своеобразный эталон, личность с широким мировоззрением, осведомленная с основными понятиями патриотизма, которой присущий ряд гражданско-патриотических качеств, с активной жизненной позицией, ответственная, заинтересованная в укреплении и защите Родины, что действует соответственно моральным требованиям общества, готовая к саморазвитию, самопознанию, поинформированная относительно мероприятий патриотического направления. Определены компоненты (когнитивный, мотивационный, поведенческий, информационный), показатели, критерии, уровни (высокий, достаточный, средний, низкий) патриотической воспитанности ученической молодежи профессионально- технических учебных заведений. Обоснованы и внедрены следующие педагогические условия для эффективности процесса патриотического воспитания ученической молодежи ПТУ: 1) непрерывное влияние на личность ученика ПТУ с целью осуществления патриотического воспитания; 2) активизация и расширение комплексного воспитательного влияния на личность ученика ПТУ путем создания целостной воспитательной системы патриотического воспитания; 3) усовершенствование организационно-методического обеспечения процесса патриотического воспитания в ПТУ; 4) налаживание взаимодействия ПТУ с другими учреждениями (социальными партнерами). С целью решения обозначенных заданий научного исследования разработана и внедрена структурно-функциональная модель процесса патриотического воспитания во внеаудиторной деятельности, которая отражает следующие компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, уровни и компоненты, педагогические условия формирования патриотизма, направления и организационно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания учащейся молодежи. Структурно-функциональная модель процесса патриотического воспитания позволила выявить значимость влияния разработанных педагогических условий на формирование патриотического воспитания учащейся молодежи, а также методические подходы к их внедрению, направленные на формирование патриотизма учащейся молодежи ПТУ в современных условиях. В соответствии с педагогическими условиями определен ряд педагогических направлений: духовно-моральный, гражданско-патриотический, военно- патриотический, социально-патриотический, историко-краеведческий, героико- патриотический, спортивно-патриотический. К каждому из них подобрано и проверено соответствующие формы воспитательной работы, что способствовали эффективности осуществления процесса патриотического воспитания ученической молодежи ПТУ. В ходе исследования нами обоснованы и внедрены специальные методы и формы работы с учащейся молодежью: демонстрационные (просмотр фильмов, телепередач на патриотическую тематику); дискуссионные (дискуссионные обсуждения); интерактивные (вебинары, флешмобы, тренинговые программы, социальные акции); информационные (открытая группа в социальной сети «ВК», пресс-конференции, литературные чтения, экскурсии); игровые (военно-спортивная патриотическая игра «Сокол», военно-патриотические фестивали, рыцарские турниры, «Казацкие забавы»); проблемных ситуаций (предложены проблемные ситуации на патриотическую тематику); ролевые («Я – мэр города», «Я – народный депутат», «Я – Президент Украины», «Информационный поиск»); проективные (представление проектов «Мой путь к успеху в Украине», «Мое жизненное саморазвитие», «Моя родословная»). По результатам экспериментальной работы подтверждена эффективность и целесообразность структурно-функциональной модели процесса патриотического воспитания ученической молодежи профессионально-технических учебных заведений.
This thesis is devoted to the problem of patriotic education of youth at vocational schools. The paper reveals the scientific principles of patriotic education of youth in modern conditions of the development of vocational education; the features of patriotic education of youth at vocational schools as the priority direction in current conditions are highlighted; current state of patriotic education of youth is explained; components, indices, criteria, level of patriotic education of youth at vocational schools are worked out; structurally functional model of patriotic education process with students at vocational schools is tested experimentally; pedagogical conditions are explained; organizational-methodical support of the process of students patriotic education is developed.