Дисертаційну роботу присвячено дослідженню особливостей поведінки розумово відсталих молодших школярів у ситуаціях фрустрації та розробці й апробації комплексної програми корекції поведінки досліджуваної категорії дітей. У дисертації охарактеризовано психологічний зміст стану фрустрації, види поведінкового реагування в ситуаціях фрустрації, вікові особливості становлення поведінки молодших школярів у нормі. Визначено особливості поведінки розумово відсталих дітей молодшого шкільного віку в ситуаціях фрустрації. Констатувальне дослідження дозволило з’ясувати рівні сформованості та якісні характеристики поведінки розумово відсталих молодших школярів у ситуаціях фрустрації. Розроблено програму індивідуально-групової корекції поведінки розумово відсталих учнів молодшого шкільного віку. Проведення серії корекційних занять забезпечило розвиток конструктивних стратегій розв'язання ситуацій фрустрації розумово відсталими молодшими школярами, що доводить ефективність використання запропонованої програми корекції.
Диссертация посвящена исследованию особенностей поведения умственно отсталых младших школьников в ситуациях фрустрации, разработке и апробации комплексной программы коррекции поведения изучаемой категории детей. В диссертации охарактеризовано психологическое содержание состояния фрустрации, виды поведенческого реагирования в ситуациях фрустрации, возрастные особенности становления поведения младших школьников в норме. Определены особенности поведения умственно отсталых детей младшего школьного возраста в ситуациях фрустрации. На констатирующем этапе исследования были выделены показатели, критерии, уровни сформированности и качественные характеристики поведения умственно отсталых младших школьников в ситуациях фрустрации. Действия умственно отсталых детей в ситуациях фрустрации не организуются согласно правилам социального поведения, наблюдается зацикливание на проблеме, использование неконструктивных путей ее решения. Выявлены несамостоятельность умственно отсталых детей в процессе решения сложных задач, необходимость в поддержке и организующей помощи. Действия детей характеризуются импульсивностью, нарушением целенаправленности, нерезультативностью. Эти особенности свидетельствуют о преимущественно низком уровне сформированности поведения умственно отсталых младших школьников в ситуациях фрустрации. В процессе формирующего эксперимента были определены психологические условия коррекции поведения младших школьников с умственной отсталостью, разработана и апробирована программа индивидуально-групповой коррекции поведения умственно отсталых учеников младшего школьного возраста во внеклассной работе. Реализация коррекционной работы включала мотивационный, коррекционно- развивающий и оценочный этапы. В свою очередь, коррекционно- развивающий этап предпологал блочную систему работы, направленную на формирование у детей представлений о типах ситуаций фрустрации и причинах их возникновения, обучение навыкам эмоциональной и волевой саморегуляции, коррекцию поведенческих аспектов и межличностных отношений. Особое внимание уделялось формированию конструктивных поведенческих реакций умственно отсталых детей в процессе их обучения в школе и общения в группе сверстников. Работа по развитию у умственно отсталых детей конструктивных поведенческих реакций в ситуациях фрустрации достигалась благодаря систематическим многократным упражнениям детей в процессе учебно-познавательной и внеклассной деятельности. Для детей создавались экспериментальные проблемные ситуации во время учебных занятий, в процессе общения, при этом помощь в реализации и закреплении социально-нормативных форм поведения обеспечивалась с помощью взрослого, педагога, психолога. Жизненные ситуации фрустрации моделировались также в процессе специальных коррекционных занятий, когда дети вместе с учителем решали проблему,делали выводы и проигрывали конструктивные модели поведения в подобных ситуациях. Проведение серии коррекционных занятий обеспечило развитие конструктивных стратегий разрешения ситуаций фрустрации у детей с умственной отсталостью, позитивно повлияло на выработку у них социально-нормативных форм поведения, что доказывает эффективность использования предложенной программы коррекции. Выделенные в процессе исследования составляющие программы индивидуально-групповой коррекции поведения умственно отсталых детей создавали благоприятные условия для коррегирования не только внешнего аспекта учебно-познавательной деятельности, который заключается в выполнении учебных заданий, но и внутреннего, который выражается в отношении детей к внеклассной и внеурочной работе. Комплексное влияние на различные стороны личности умственно отсталых детей будет позитивно отражаться на процессе их дальнейшей адаптации к условиям социума, развивать социальную компетентность, подготавливать детей к самостоятельной взрослой жизни.
The thesis is devoted to the study of the behavior of mentally retarded younger pupils in situations of frustration and the development and testing of a comprehensive program of correcting the behavior of the studied categories of children. Dissertation describes the psychological content of frustration, types of behavioral responses in situations of frustration, age features becoming younger pupils behavior is normal. The features of the behavior of mentally retarded children of primary school in situations of frustration. Stating study allowed determine levels of development and qualitative behaviors of mentally retarded younger pupils in situations of frustration. In the process of forming experiment proved the efficacy of the program individually-group behavior of mentally retarded pupils of primary school age.