Дисертація присвячена проблемі реалізації діагностичності цілей навчання фізики в системі Державних стандартів вищої медичної освіти. Обгрунтовано, що система ДСВО, що впроваджується, дає можливість сформулювати кінцеві цілі освітньої і професійної підготовки (у вигляді системи вмінь, зазначеної в ОКХ), реалізувати їх на основі освітньо- професійної програми (01Ш), навчальної програми дисципліни та забезпечити можливість виміру їх досягнення (засобами діагностики), тобто принципово здатна реалізувати діагностичність кінцевих цілей навчання і цілей навчання фізики зокрема. Побудовано логіко-семантичний алгоритм визначення місця окремої навчальної дисципліни в структурі ДСВО та модель декомпозицїї цілей навчання, зазначених у ДСВО (а саме, в ОКХ) у цілі навчання окремої навчальної дисципліни і створена методика її реалізації. Побудована модель декомпозицїї цілей навчання дає змогу дидактично обґрунтувати цілі, зміст і структуру навчальної дисципліни. Розроблена та реалізована в нових профілізованих навчальних програмах методика поетапної реалізації цілей навчання дисципліни “Біофізика, інформатика і медична апаратура” та доведена необхідність її профілізованого викладання для спеціальностей: “Лікувальна справа” і “Педіатрія”, “Стоматологія” та “Медико-профілактична справа”. Обрано метод діагностики, дидактично детермінований з цілями навчання фізики у вищому медичному навчальному закладі - стандартизований тест. Розроблено методичні рекомендації з проектування стандартизованого тестового іспиту з дисципліни “Біофізика, інформатика і медична апаратура” (на етапі його планування).
Диссертация посвящена проблеме реализации диагностичности целей обучения физики в системе Государственных стандартов высшего медицинского образования (ГСВО). В результате диссертационного исследования доказано, что современные проблемы теории и методики обучения физики в системе высшего медицинского образования должны рассматриваться с учетом принципиальных изменений, которые происходят в связи с внедрением нового этапа реформирования высшего медицинского образования, а именно с разработкой и внедрением Государственных стандартов высшего образования. Главной дидактической проблемой, связанной с внедрением ГСВО, является разработка новой методологии создания учебных планов и программ учебных дисциплин как продукта ДСВО. Анализ структуры и требований ДСВО дал возможность сделать вывод, что новая методология создания учебных планов и программ дисциплины “Биофизика, информатика и медицинская аппаратура”, как средства реализации целей обучения физики в высших медицинских учебных заведений, должна базироваться на общих принципах, положенных в основу создания ГСВО, а именно: целенаправленности, прогностичности, технологичности и диагностичности. Проведенный с позиций системного подхода анализ места и роли целей обучения, отображенных в научно-методической литературе, дал возможность установить, что проблема разработки новых учебных программ дисциплины “Биофизика, информатика и медицинская аппаратура” тесно связана с проблемой реализации диагностичности целей обучения физики как главного требования к дидактической разработке целей. Процедура диагностического целеобразования должна состоять из описания целей обучения, задания способа их измерения и оценки степени реализации. Цели, как результат обучения, должны быть сформулированы в терминах профессиональной деятельности: конечные цели - в виде конечных умений образовательно-квалификационной характеристики (ОКХ); цели дисциплины “Биофизика, информатика и медицинская аппаратура” - в виде знаний- умений по данной дисциплине. Методы объективного контроля достижения целей обучения физики (методы диагностики) должны быть дидактически детерминированны с целями обучения физики в высшем медицинском учебном заведении. Анализ вышеизложенных проблем и положений дал возможность: 1) выдвинуть гипотезу о принципиальной способности системы ГСВО реализовать диагностичность конечных целей обучения в высшем медицинском учебном заведении и целей обучения физики в частности; 2) обосновать необходимость разработки методики реализации диагностичности целей обучения физики в структуре ГСВО в системе медицинского образования. С этой целью нами построены логико-семантический алгоритм определения места отдельной учебной дисциплины в структуре ДСВО и модель декомпозиции целей обучения, указанных в ДСВО (а именно в ОКХ), в цели обучения отдельной учебной дисциплины и создана методика её реализации. Построена и реализована в новых профилизованных учебных программах методика поэтапной реализации целей обучения дисциплины “Биофизика, информатика и медицинская аппаратура” и обоснована необходимость её профилизованного преподавания для специальностей “Лечебное дело” и “Педиатрия”, “Стоматология” и “Медико-профилактическое дело”. Выбран метод диагностики, дидактически детерминированный с целями обучения дисциплины “Биофизика, информатика и медицинская аппаратура” - стандартизированный тест. Разработаны методические рекомендации по проектированию стандартизированного тестового экзамена по дисциплине “Биофизика, информатика и медицинская аппаратура” (на этапе его планирования).
The dissertation is devoted to realization of diagnosticability of learning objectives in physics within the system of State Standards of Higher Medical Education (SSHE). It is proved that the SSHE system being currently introduced allows as follows: (a) to formulate the final objectives of educational and professional training in the form of skills described by educational and qualification characteristics (EQC); (b) to realize them basing upon educational and professional program (OPP) and the program of a certain discipline; (c) to ensure possibility of measuring of these objectives with the help of diagnostic tools. It means that the SSHE system is principally able to realize diagnosticability of final objectives as well as learning objectives in physics. The logical and semantical algorithm for identifying the place of particular educational discipline within the SSHE system is proposed. The model of decomposition of learning objectives which are described in SSHE (more exactly - in EQC) into learning objectives of a certain educational discipline is created as well as the methodology of its realization. This model of decomposition of learning objectives is used to give a didactical background for objectives, content and structure of the discipline “Biophysics, informatics and medical apparatus”. In its turn, it allows to elaborate and realize step-by-step three new educational programs of the discipline “Biophysics, informatics and medical apparatus” for specialties “Medicine” and “Pediatrics”, “Dentistry” and “Medical and Prophylactics Work” which have been approved by Ministry of Public Health of Ukraine and introduced since the 2000/2001 academic year. A diagnostic method - standardized test didactically determined with the learning objectives of the discipline “Biophysics, informatics and medical apparatus” is selected. Methodological recommendations aimed at designing a standardized testing examination on the discipline “Biophysics, informatics and medical apparatus” (regarding its planning stage) are carried out.