У дисертаційному дослідженні дасться теоретико-методичнеобгрунтування необхідності формування у студентів-фізиків педагогічних інститутів професійної готовності до дослідницької роботи з учнями. Розкривається сутність, зміст та структура підготовки. Розроблено науково-практичні рекомендації з розвитку творчих
здібностей, дослідницьких навичок, наукової інтуїції у випускників. Виявлено основні чинники, що впливають на рівень готовності випускників до творчої діяльності.
In dissertation research the theoretical-methodical substantiation of necessity of formation at the physics-students of teachers’ training institutes of professional readiness for research work with pupils is given. The essence, contents and structure of preparation are opened. The scientific-practical recommendations for development of creative abilities, research skills, scientific intuitions of graduates are worked out. The major factors
influencing to a level of readiness of graduates for creative activity are revealed.
Диссертационное исследование посвящено проблемам формирования
у будущих учителей физики профессиональной готовности к организации исследовательской работы с учащимися. Основные результаты исследования:
1. Разработаны критерии, которые определяют уровень подготовки выпускников педагогических институтов к различным видам профессиональной деятельности учителя физики, в том числе и к умению организовать различные виды исследовательской работы учащихся.
2. Развитие творческих способностей, исследовательских умений и
навыков необходимо осуществлять систематически на протяжении всего периода обучения студентов в педагогическом институте.
3. Устойчивые исследовательские навыки и умения формируются
путем привлечения студентов к исследовательской работе преподавателей и кафедр; выполнения учебных поисково-творческих заданий и упражнений лабораторных работ исследовательского характера; самостоятельной работы с учебной, научной, научно-периодической, психологической и методической литературой.
4. Научную интуицию необходимо рассматривать как необходимый элемент творчества. Ее развитию уделять особое внимание при
формировании у студентов навыков и умений исследовательской деятельности.
5. С целью повышения эффективности профессиональной подготовки студентов к проведению исследовательской работы в средней школе важно ввести в учебные планы педагогических институтов спецкурсы “Основы творческой деятельности”, “Методы организации исследовательской работы с учащимися”.
6. Формирование навыков организации и проведения исследовательской работы необходимо начинать с первого курса на практических, лабораторных занятиях по физике, введя спецкурс “Основы творческой деятельности”.
7. Процесс подготовки будущих учителей физики к исследовательской работе в школе осуществляется на всех видах занятий в педагогическом вузе с учетом индивидуальных особенностей студентов.
8. Эффективная подготовка выпускников педагогического вуза к
организации исследовательской работы в средней школе невозможна
без систематической и целенаправленной работы по изменению мотивации и потребности к поисково-творческой деятельности.
9. В ходе исследований нами определены основные типы исследовательских задач, которые должен уметь решать выпускник педагогического вуза: определение способностей и склонностей учащихся; диагностика эффективности учебного процесса; определение методов и приемов развития творческих способностей школьников; умение организовывать исследовательскую, поисково-творческую работу учащихся по физике.
10. Результаты анкетного опроса экспертов, учителей, студентов,
проведенные нами научно-методические исследования позволили выявить:
а) основные факторы, влияющие на уровень подготовки выпускников педагогических институтов к творческой профессиональной деятельности;
б) основные факторы, влияющие на отношение студентов к исследовательской деятельности;
в) степень необходимости и важности формирования навыков организации исследовательской работы с учащимися;
г) уровень подготовки выпускников педагогических институтов к
исследовательской работе в школе.
11. Результаты экспериментального обучения показывают, что
предложенная методика подготовки студентов к исследовательской работе способствует развитию творческих способностей студентов.
12. При помощи критериев Вилкоксона-Манна-Уитни и х (хиквадрат) были сделаны выводы о различии уровня подготовки к организации исследовательской работы выпускников контрольной и экспериментальной групп (II этап Тэхсп>Ткрит, 11,9>7,8; II этап T<Wa/2,656,5<1361; Тэксп>Ткрит, 15,7>7,8). Таким образом, на основании экспериментальных данных можно утверждать, что экспериментальная методика более эффективна.