Праця присвячена теоретико-експериментальному дослідженню проблеми
формування мотивації учіння гри на фортепіано у школярів. У ній розглянуто феномен учіння як психолого-педагогічного явища, розкрито сутність мотивації учіння та особливості її формування у школярів, висвітлено стан розкриття проблеми формування мотивації учіння гри на фортепіано в теорії та методиці інструментально-виконавської підготовки, обґрунтовано педагогічні умови формування мотивації учіння гри на фортепіано у школярів, визначено критерії та показники її сформованості, наведено результати констатувального експерименту, розкрито методику і зміст дослідної роботи, проаналізовано результати формувального експерименту, доведено їх статистичну достовірність.
The work is devoted to the theoretical and experimental research of the problem of
forming pupils' motivation of learning to play the piano. The phenomenon of learning as a
psychological fact the essence of the motivation of learning and peculiarities of forming pupils' motivation, the state of revealing the problem of forming the motivation of learning to play the piano in the theory and methods of instrumental and performing training are dealt with. The pedagogical conditions of forming the motivation of learning to play the piano are substantiated. The criteria and indices of the result of its forming are determined. The results of the established research are given. The methods and contents of research are explained. The results of the forming experiment are analysed and their statistical truth is proved.
Работа посвящена теоретико-экспериментальному исследованию проблемы
формирования мотивации учения игре на фортепиано у школьников. Обращение к данной проблеме обусловлено ее значимостью для инструментально-исполнительской подготовки учащихся общеобразовательных и специализированных учебных заведений начального музыкального образования.
В диссертации рассмотрены феномен учения как психолого-педагогического
явления, сущность мотивации учения и особенности ее формирования у школьников, состояние раскрытия проблемы формирования мотивации учения игре на фортепиано в теории и методике инструментально-исполнительской подготовки; обоснованы педагогические условия формирования мотивации учения игре на фортепиано, определены критерии и показатели ее сформированности, наведены результаты констатирующего исследования, раскрыта методика и содержание исследовательской работы, проанализированы результаты формирующего эксперимента, доказана их статистическая достоверность. На основании анализа научных интерпретаций сущности мотивации учения определены концептуальные положения исследования, которые заключаются в отношении к учению как составной части обучения, основному процессу становлення личности, подчиненному специфике соответствующего предмета усвоения; как ведущей
деятельности ученика, в которой формируются его личностные качества и отдельные психические функции; в признании мотивации движущей силой жизнедеятельности человека; рассмотрении мотивации учения игре на фортепиано как наиболее существенного фактора, характеризующего результативность овладения игрой на фортепиано и влияющего на направленность личности ученика-пианиста; в убеждении, что познание мотивов учения игре на фортепиано будет способствовать правильной организации этого процесса, использованию адекватных индивидуальности ученика методов обучения музыке; что диагностика и формирование мотивации учения игре на фортепиано неразрывно связаны между собой как две стороны одного и того же процесса. Экспериментально апробирован главный путь формирования мотивации учения игре на фортепиано, который заключается в "заражении" ученика игрой на фортепиано, его привлечении к восприятию высокохудожественных музыкальных произведений; превращении имеющихся в ученике побуждений к учению в мотивационную сферу с устойчивой структурой, включающей в себя действенные, перспективные и осознанные мотивы, опосредованные внутренней позицией ученика. Этот путь требует установления
состояния мотивации учения, определения задач ее формирования с учетом
индивидуальных особенностей, возможностей и перспектив ученика, организацию
разноплановой деятельности учения игре на фортепиано. Установлено, что наиболее существенными для формирования мотивации учения игре на фортепиано являются такие условия: осуществление целенаправленого педагогического руководства процессом формирования мотивации учения игре на
фортепиано; побуждение учащихся к осознанию смысла учения игре на фортепиано;
ориентация процесса учения на развитие у школьников самостоятельности, активности, творческой инициативы; стимулирование учащихся к овладению умениями целеполагания, самооценки и самоконтроля. Предложенная методика формирования мотивации учения игре на фортепиано показала достаточную эффективность, о чем свидетельствует положительная динамика полученных результатов. Успешная апробация интегрирующего метода художественно-смысловой организации учебно-исполнительской деятельности учащихся является
основанием для рекомендации разработанной методики к внедрению в практику
инструментально-исполнительской подготовки учащихся.