У дисертації розглядається проблема формування мотивів учіння англійської мови у
студентському віці. Визначається зміст мотиваційного синдрому учіння на основі таких критеріїв:
дієвості мотиву, його відповідності провідній діяльності та віковим особливостям суб’єкта учіння,
зв’язку з позитивними емоційними переживаннями. Встановлюється оптимальна структура
мотиваційної сфери студента з точки зору роботи над англійською мовою як профільним предметом,
обгрунтовуються шляхи, механізми та способи формування мотивів учіння студентів вищих
навчальних закладів.
В диссертации рассматривается проблема формирования мотивов учения английского языка в
студенческом возрасте.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель, объект,
предмет, формулируется гипотеза и задания, освещается научная новизна, теоретическая и
практическая значимость исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту,
описываются формы апробации работы.
Первый раздел посвящен анализу состояния разработанности проблемы в исследованиях
отечественных и зарубежных ученых, определению исходных положений, путей и методов
формирования мотивов учения в студенческом возрасте.
В работе отмечается, что основными направлениями современных исследований мотивационной
стороны учения есть попытки определить виды мотивов учения, их относительное значение для
успешности процесса приобретения знаний, умений, навыков. Изучаются пути и методы
перестройки стимулов учебной деятельности под влиянием факторов разного вида, роль различных
моментов психической жизни человека, которые имеют большое значение для формирования основ
мотивации и т. д.
Указывается на снижение роли учебно-познавательных мотивов учения в студенческом возрасте
по сравнению со школьным. Отмечается, что в студенческом возрасте ведущую роль начинает
играть профессиональная направленность студентов, их ориентация на будущее, которая часто носит
откровенно прагматический характер.
В результате теоретического анализа проблемы делается вывод о необходимости отбора мотивов
для их целенаправленного формирования и развития на основании определенных критериев. Такими
критериями нами выделяются и обосновываются действенность мотива, его соответствие ведущей деятельности и возрастным особенностям субъекта учения, связь с положительными
эмоциональными переживаниями. На основании этих критериев определены мотивы преферативного
доминирования: дискретные мотивы профессионального достижения, а также познавательные и
коммуникативные мотивы учения.
В исследовании отмечается, что основным условием формирования мотивов учения английского
языка являются определенным образом организованная учебная деятельность в сочетании с
элементами механизма формирования мотивов “сверху вниз”. Такой специальной организацией
учебной деятельности, способной повлиять на мотивационную сферу субъекта учения будет ее
построение на основании личностно-деятельностного подхода.
На основании анализа литературных источников и опыта практической деятельности выделяются
условия формирования мотивов профессионального достижения, познавательных и
коммуникативных мотивов учения студентов. Делается вывод о том, что они четко не
разграниченными, а находятся в отношениях взаимосвязи и взаимовлияния, поскольку такие же
отношения характерны и для соответствующих им потребностей. Подчеркивается необходимость
дальнейшей экспериментальной проверки сделанных заключений.
Во втором разделе освещаются результаты экспериментального исследования мотивов учения
английского языка у студентов высших учебных заведений. Проанализировано исходное состояние
мотивов учебной деятельности студентов, их влияние на результативность процесса учения:
определены доминурующие мотивы овладения английским языком в целом, как конечной
перспективной цели, мотивы работы над отдельными аспектами языка и видами учебного материала,
осознанные причины снижения активности студентов в процесс работы как над языком в целом, так и
над отдельными его аспектами, изучено отношение студентов к оценке как внешнему фактору
мотивации, определена иерархия мотивов учения, прослежена ее вариативность в зависимости от
года обучения, факультета, уровня успеваемости, определены задачи и перспективы формирования и
развития мотивационной стороны учения.
На следующем этапе экспериментально исследовалась оптимальная, с точки зрения работы над
английским языком, структура мотивационного синдрома учения студентов, проведен
математический анализ полученных данных, направленный на установление связи между уровнем
сформированности мотивов учения, структурой мотивационного синдрома и выделенными нами
критериями преферативности формирования мотивов. Определено, что процесс формирования и
развития мотивов учения должен быть направлен не только на повышение общего показателя
интенсивности мотивационного синдрома учения, а на формирование определенной его структуры.
Это должен быть процесс формирования не одного определенного мотива, а их триады: мотивов
профессионального достижения, познавательных и коммуникативных при одновременном снятии или
сведению к минимуму мотивов избегания отрицательного эмоционального опыта. Отмечено, что
последние влияют на характер чувств, переживаемых студентом во время занятия, и способствуют
формированию устойчивого эмоционального отношения к процессу работы над английским языком.
В работе представлена модель и организация формирующего эксперимента, проанализированы
его результаты. Экспериментально обоснованы пути, механизмы и способы формирования мотивов
учения у студентов высших учебных заведений. Сформулированы практические рекомендации по
организации процесса формирования и развития мотивов учебной деятельности студентов,
определены перспективные направления изучения мотивационной стороны учебной деятельности.
In the dissertation it was viewed the problem of motives of the English language learning formation in
the students age. It was definded the contents of motivational syndrom of learning based of such criteria as
motive’s activity, its correspondence to the leading activity and subject’s of learning age peculiarities, its
connection with positive feelings. It was stated the optimum student’s learning motives structure from the
point of view of his work at the English language as profile discipline, it was also grounded the ways,
mechanisms and means of High School students’ motives formation.