Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Формування пізнавальних інтересів дітей старшого дошкільного віку в навчально-ігровому середовищі

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Лохвицька, Любов Василівна
dc.date.accessioned 2022-05-02T14:11:12Z
dc.date.available 2022-05-02T14:11:12Z
dc.date.issued 2000
dc.identifier.citation Лохвицька, Любов Василівна. Формування пізнавальних інтересів дітей старшого дошкільного віку в навчально-ігровому середовищі : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 - дошкільна педагогіка / Лохвицька Любов Василівна ; [наук. керівник Артемова Любов Вікторівна] ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2000. - 20 с. uk
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/36978
dc.description.abstract Дослідженням обґрунтовано концепцію формування пізнавальних інтересів дітей старшого дошкільного віку в навчально-ігровому середовищі. Представлено матеріали експериментального вивчення процесу формування пізнавальних інтересів дітей. Апробована методика формування структурних компонентів пізнавальних інтересів у навчально-ігровому середовищі. Визначено зміст організації розвивального середовища для формування пізнавальних інтересів дітей старшого дошкільного віку. Розглянуто систему реалізації власного “Я” особистості дошкільника під час вибору діяльності в навчально-ігровому середовищі, де задовольняється потреба в пізнанні, яка переростає у стійкий пізнавальний інтерес. uk
dc.description.abstract The conception of forming of children’s cognitive interests as a necessary component of the training process for preschool institutions and preparing the children for school study are grounded in the research. The author presents the results of the experimental study of means to form children’s cognitive interests. Forming methods of cognitive interests components are time-tested. The contents of the organization of the developing training for the senior preschool children’s educational forming processes is defined. The author investigates the system of the preschool child’s realization of his/her own nature while choosing the activity in the playing and educational environment, where the cognitive need is realized. It has a tendency to transform into a stable cognitive interest. uk
dc.description.abstract Диссертация является теоретико-экспериментальным исследованием проблемы формирования познавательных интересов детей в учебно-игровой среде дошкольного учреждения. В работе освещены история и современное состояние данного вопроса, определены и научно обоснованы пути его решения. Представлена концепция формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста как обязательной составляющей системы учебно-воспитательного процесса детского сада и подготовки детей к обучению в школе. Исследуются условия и методы педагогического воздействия на процесс формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. Выполнена комплексная система заданий: проведён анализ трактовки понятия “познавательный интерес” в отечественной и зарубежной литературе, определена его структура; раскрыты особенности выбора детьми деятельности и их самореализация в учебно-игровой среде; апробированы условия и средства её организации; разработана методика формирования познавательных интересов детей в центрах активной деятельности учебно-игровой среды. На основании анализа психолого-педагогической литературы, соответствующих научных исследований по рассматриваемой проблеме, сделан ретроспективный обзор, который дал возможность сформулировать вывод о разных подходах к изучаемому вопросу, выделить основные аспекты его исследования: философский, психологический, педагогический (дидактический и методический). Показана взаимосвязь понятий: познавательная потребность, интерес, активность, деятельность. Дана качественная характеристика развития интереса в старшем дошкольном возрасте. Установлена связь выбора и интереса дошкольника. В диссертационном исследовании представлены материалы экспериментального изучения, в которых рассматривается поэтапный процесс формирования компонентов познавательных интересов детей. Установлено, что познавательные интересы в дошкольном возрасте своеобразны и имеют особенности развития. Это дало основание уточнить место эмоционального, интеллектуального и волевого с элементами творческого компонентов в структуре познавательных интересов, этапность их формирования у детей и задания для воспитателей и родителей. Определены содержание организации развивающей среды для формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста и её составные части. Раскрыта система реализации ребёнком дошкольником собственного “Я” во время выбора им деятельности в учебноигровой среде, где удовлетворяется потребность в познании, которая перерастает в стойкий познавательный интерес. Теоретически и практически доказана эффективность предложенной методики (проведена её апробация), которая основывается на сочетании словесных, наглядных, практических и игровых методов, обеспечивающих формирование у детей познавательных интересов и дающих им возможность осуществлять право выбора деятельности, активно самореализовываться их личности в учебно-игровой среде дошкольного учреждения. На основе анализа причин и особенностей выбора детьми учебно-игровой среды, способствующей развитию личности дошкольника, разработаны требования, условия и средства её организации. Результаты формирующего эксперимента показали, что важным условием процесса формирования познавательных интересов старших дошкольников является обеспечение учебно-игровой среды необходимыми структурными элементами и комплексное использование её для организации деятельности детей по их собственному выбору. Детям старшего дошкольного возраста доступно самостоятельно выбирать определенную деятельность. Такой выбор деятельности в центрах учебно-игровой среды способствует удовлетворению природных потребностей ребёнка и воздействует на формирование его личности, выявляет отношение к окружающей действительности, которая познаётся, расширяет круг интересов, способствует самовыражению. Исследование показало, что эффективность формирования компонентов познавательных интересов детей повышается в условиях реализации ими права выбора деятельности в учебно-игровой среде дошкольного учреждения. Аргументированы основные результаты проведённой работы и обоснованы перспективы дальнейшего её изучения. uk
dc.language.iso uk_UA uk
dc.publisher Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова uk
dc.subject пізнавальний інтерес uk
dc.subject компоненти пізнавального інтересу uk
dc.subject потреба uk
dc.subject особистість uk
dc.subject діти старшого дошкільного віку uk
dc.subject право вибору uk
dc.subject діяльність uk
dc.subject самореалізація uk
dc.subject навчально-ігрове середовище uk
dc.subject cognitive interest uk
dc.subject components of cognitive interest uk
dc.subject need uk
dc.subject individual uk
dc.subject senior children of preschool age uk
dc.subject right to choose uk
dc.subject activity uk
dc.subject selfactualization uk
dc.subject playing and educational environment uk
dc.subject познавательный интерес uk
dc.subject компоненты познавательного интереса uk
dc.subject потребность uk
dc.subject личность uk
dc.subject дети старшего дошкольного возраста uk
dc.subject право выбора uk
dc.subject деятельность uk
dc.subject самореализация uk
dc.subject учебно-игровая среда uk
dc.title Формування пізнавальних інтересів дітей старшого дошкільного віку в навчально-ігровому середовищі uk
dc.title.alternative Forming of Cognitive Interests of Senior Preschool Children in Playing and Educational Environment uk
dc.title.alternative Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в учебно-игровой среде uk
dc.type Abstract uk


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу