Дослідженням обґрунтовано концепцію формування пізнавальних інтересів дітей старшого дошкільного віку в навчально-ігровому середовищі. Представлено матеріали експериментального вивчення процесу формування пізнавальних інтересів дітей. Апробована методика формування структурних компонентів пізнавальних інтересів у навчально-ігровому середовищі. Визначено зміст організації розвивального середовища для формування пізнавальних інтересів дітей старшого дошкільного віку. Розглянуто систему реалізації власного “Я” особистості дошкільника під час вибору діяльності в навчально-ігровому середовищі, де задовольняється потреба в пізнанні, яка переростає у стійкий пізнавальний інтерес.
The conception of forming of children’s cognitive interests as a necessary component of the training process for preschool institutions and preparing the children for school study are grounded in the research. The author presents the results of the experimental study of means to form children’s cognitive interests. Forming methods of cognitive interests components are time-tested. The contents of the organization of the developing training for the senior preschool children’s educational forming processes is defined. The author investigates the system of the preschool child’s realization of his/her own nature while choosing the activity in the playing and educational environment, where the cognitive need is realized. It has a tendency to transform into a stable cognitive interest.
Диссертация является теоретико-экспериментальным исследованием
проблемы формирования познавательных интересов детей в учебно-игровой
среде дошкольного учреждения. В работе освещены история и современное состояние данного вопроса, определены и научно обоснованы пути его решения. Представлена концепция формирования познавательных интересов детей старшего
дошкольного возраста как обязательной составляющей системы учебно-воспитательного процесса детского сада и подготовки детей к обучению в школе. Исследуются условия и методы педагогического воздействия на процесс формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. Выполнена комплексная система заданий: проведён анализ трактовки понятия “познавательный интерес” в отечественной и зарубежной литературе, определена его структура; раскрыты особенности выбора детьми деятельности и их самореализация в учебно-игровой среде; апробированы условия и средства её организации; разработана методика формирования познавательных интересов детей в центрах активной деятельности учебно-игровой среды. На основании анализа психолого-педагогической литературы, соответствующих научных исследований по рассматриваемой проблеме, сделан ретроспективный обзор, который дал возможность сформулировать вывод о разных подходах к изучаемому вопросу, выделить основные аспекты его исследования: философский, психологический, педагогический (дидактический и методический). Показана взаимосвязь понятий: познавательная потребность, интерес, активность, деятельность. Дана качественная характеристика развития интереса в старшем дошкольном возрасте. Установлена связь выбора и интереса дошкольника.
В диссертационном исследовании представлены материалы экспериментального изучения, в которых рассматривается поэтапный процесс формирования компонентов познавательных интересов детей. Установлено, что познавательные интересы в дошкольном возрасте своеобразны и имеют особенности развития. Это дало основание уточнить место эмоционального, интеллектуального и волевого с элементами творческого компонентов в структуре познавательных интересов, этапность их формирования у детей и задания для воспитателей и родителей.
Определены содержание организации развивающей среды для формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста и её составные части. Раскрыта система реализации ребёнком дошкольником собственного “Я” во время выбора им деятельности в учебноигровой среде, где удовлетворяется потребность в познании, которая перерастает в стойкий познавательный интерес.
Теоретически и практически доказана эффективность предложенной методики (проведена её апробация), которая основывается на сочетании словесных, наглядных, практических и игровых методов, обеспечивающих формирование у детей познавательных интересов и дающих им возможность осуществлять право выбора деятельности, активно самореализовываться их личности в учебно-игровой среде дошкольного учреждения. На основе анализа причин и особенностей выбора детьми учебно-игровой среды, способствующей развитию личности дошкольника, разработаны требования, условия и средства её организации. Результаты формирующего эксперимента показали, что важным условием процесса формирования познавательных интересов старших дошкольников является обеспечение учебно-игровой среды необходимыми структурными элементами и комплексное использование её для организации деятельности детей по их собственному выбору. Детям старшего дошкольного возраста доступно самостоятельно выбирать определенную деятельность. Такой выбор деятельности в центрах учебно-игровой среды способствует удовлетворению природных потребностей ребёнка и воздействует на формирование его личности, выявляет отношение к окружающей действительности, которая познаётся, расширяет круг
интересов, способствует самовыражению. Исследование показало, что эффективность формирования компонентов познавательных интересов детей повышается в условиях реализации ими права выбора деятельности в учебно-игровой среде дошкольного учреждения. Аргументированы основные результаты
проведённой работы и обоснованы перспективы дальнейшего её изучения.