Даний рукопис містить дослідження науково-методичних засад навчання учнів основам фотографії як педагогічної проблеми в середній загальноосвітній
школі України. Автором розглянуті основні аспекти й зміст технічної та мистецької складових підготовки школярів у процесі вивчення основ фотографії. Таке вивчення передбачено здійснювати в рамках профільного курсу трудового навчання. В результаті теоретичного дослідження і експериментальної роботи автор розробив програму вивчення основ фотографії для учнів 8-9 класів середньої школи, а також обгрунтував методичну систему формування у школярів технічних та мистецьких умінь у сфері художньої фотографії. Дані досліджень узагальнені автором у вигляді методичних рекомендацій для вчителів загальноосвітніх шкіл.
The given manuscript contains research of scientific - methodical bases of training of the pupils to bases of a photo as a pedagogical problem in an average comprehensive
school of Ukraine. The author considers the basic aspects and contents of technical and
art making preparation of the schoolboys during study of bases of a photo. Such study is
stipulated messages within the framework of a profile rate on labour training. As a result of theoretical research and experimental work the author has developed the program of study of bases of a photo for learning 8-9 classes of high school, and also has proved methodical system of formation at the schoolboys of technical and art skills in sphere of an art photo. The data of researches are generalized by the author as the methodical
recommendations for the teachers of comprehensive schools
Данная рукопись содержит исследование научно-методических основ обучения учащихся основам фотографии как педагогической проблемы средней общеобразовательной школы Украины. Автором рассмотрены основные аспекты
и содержание технической и художественной составляющих подготовки школьников в процессе изучения основ фотографии. Такое изучение предусмотрено осуществлять в рамках профильного курса по трудовому обучению. В результате теоретического исследования и экспериментальной работы автор разработал программу изучения основ фотографии для учащихся 8-9 классов средней школы, а также обосновал методическую систему формирования у школьников технических и художественных умений в сфере художественной фотографии. Автором установлено, что в основе профильной подготовки школьников по основам фотографии должно лежать усвоение ними специфических умений в сфере техники и искусства фотографии. С целью формирования таких умений предлагается использование современных тренинговых методик с применением современных информационных технологий. Совокупной, практических умений в сфере техники фотографирования сводиться к формированию автоматизма в определении основных технических параметров фотосъемки: расстояния до объекта съемки, времени экспозиции и диафрагменного числа. Необходимость применения компьютерной, а также цифровой техники в процессе обучения объясняется двумя причинами: во-первых, тренинговая отработка умений позволяет сэкономить значительное количество фотоматериалов, что очень актуально для условий школы; во-вторых, применение тренинговых методик позволяет ускорить процесс формирования практических умений, что совершенно необходимо с учетом ограниченного количества часов, отводимых на изучение курса. Возможные возражения о том, что сегодня компьютерные классы существуют не во всех школах, опровергаются тем решением руководства страны, согласно которому в ближайшие годы все школы Украины будут укомплектованы необходимой техникой. Перечень специфических умений в сфере фотоискусства установлен автором
в такой последовательности: развитие фотографического видения, которое автор связывает со способностью понимать композицию фотоснимка; развитие эстетического отношения к явлениям действительности, в практическом плане оно идентифицируется с умением определить основную идею снимка в форме подписи к нему; развитие “фотографического видения”, то есть умения выделить в потоке
жизненных событий те моменты, которые создают потенциальные возможности (превращающиеся в реальные в двух случаях: при достаточно высокой технике фотографирования и при своевременном использовании момента) для получения высокохудожественных снимков; поиск собственного стиля творчества, который есть отражением внутренней духовной структуры человека в плане эстетического творчества. Автор диссертации разработал оригинальную методику развития у
школьников системы специфических умений в сфере фотоискусства и
совершенствования на этой основе эстетического мира учащихся. Эффективность предложенной методики технико-эстетического развития учащихся 8-9-х классов в процессе изучения профильного курса “Основы фотографии” была подтверждена в ходе проведенного эксперимента. В результате проведенного диссертационного исследования автор пришел к выводу о необходимости внедрения в практику деятельности современных школ учебных курсов, которые гармонично объединяют в себе элементы техники и искусства. Практика показывает, что такое объединение обеспечивает не только раздельное техническое и эстетическое развитие школьников. В результате взаимодействия этих двонаправленных процессов возникает дополнительный эффект их суперпозиции: развитие умственной и духовной сферы происходит намного эффективние, чем это бы имело место при изучении отдельных предметов аналогичной направленности - технической, а также
эстетической. Причиной этого является дополняющий характер обоих сфер: без
технического совершенствования нельзя получить снимок высокого художественного качества и наоборот. Данные исследований обобщены автором в виде методических рекомендаций для учителей общеобразовательных школ.