Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Становлення екологічного світогляду молоді у контексті нової гуманітарної парадигми

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Рудаківська, Світлана Вікторівна
dc.date.accessioned 2022-04-05T16:37:55Z
dc.date.available 2022-04-05T16:37:55Z
dc.date.issued 2015
dc.identifier.citation Рудаківська, Світлана Вікторівна. Становлення екологічного світогляду молоді у контексті нової гуманітарної парадигми : автореферат дис. ... канд. філос. наук : 09.00.03 - соціальна філософія та філософія історії / Рудаківська Світлана Вікторівна ; [наук. керівник Надольний Іван Федотович] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2015. - 20 с. uk
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/36676
dc.description.abstract У дисертації проаналізовано стан розробки проблеми становлення екологічного світогляду молоді, що репрезентована багатоаспектністю та різноманітністю підходів до обгрунтування філософської .моделі формування екологічно зрілої людини і суспільства. Обґрунтовано теоретичну імплікацію нової гуманітарної парадигми як фундаменту становлення екологічного світогляду й засобу стратегічного управління рухом до сталого розвитку. З’ясовано, що екологічний світогляд досі залишається у фазі становлення, понятійна основа екологічного світогляду ще недостатньо розроблена, науковий фундамент внутрішньо суперечливий. Екологічний світогляд молоді поєднує в собі цінності та знання, емоції та інтелект, світовідчуття та світорозуміння, і тому, на наш погляд, екологічний світогляд - це духовно-діяльнісне утворення, що визначає ціннісні орієнтації людини, гармонізує знання про взаємозв’язок людини - природи - соціуму, про вищу роль людини у цій тріаді, яка обумовлює взаємоіснування,. взаєморозуміння, взаєморозвиток, взаємозбагачення її окремих компонентів. Проаналізовано особливості формування світоглядних позицій молоді в умовах утвердження інформаційного суспільства. Обґрунтовано необхідність підвищення ролі, а відповідно, і впливу засобів масової інформації на формування екологічної суспільної свідомості, перш за все, світоглядних орієнтацій молоді. Визначено шляхи формування екологічного світогляду молоді, які безпосередньо пов’язані з існуючою системою освіти як одним із найоптимальніших способів входження людини у світ культури як основи формування суспільного і духовного життя молоді. Висловлюються пропозиції щодо обґрунтування напрямів модернізації всіх освітніх лапок, а також оновлення відповідних навчальних програм, спрямованих на формування екологічного світогляду молоді. uk
dc.description.abstract The thesis analyses a condition of the ecological outlook formation of youth issue development, which is represented by the multidimensionality and diversity of approaches to the substantiation of the ecologically mature person and society philosophical model. The thesis substantiates theoretical implication of a new humanistic paradigm as a base of the ecological outlook formation and a method of strategic management of movement towards sustainable development. The thesis clears up the fact that ecological outlook remains in the phase of formation, a conceptual base of the ecological outlook hasn’t been sufficiently developed yet, a scientific foundation is inherently contradictory. Ecological outlook of youth combines values and knowledge, emotions and intellect, perception of the world and world-view. And therefore we think that ecological outlook is a spiritual functional formation that defines the value orientations of the person, harmonizes knowledge about the interconnection man-nature-society as well as the highest role of a man in this triad that stipulates mutual existing, understanding, development and enrichment of its separate components. The thesis analyses the formation of the youth outlook positions peculiarities under the conditions of information society consolidation. It substantiates a necessity of increasing the role and accordingly the mass media influence on the ecological social consciousness and, first of all, outlook orientations of youth. The thesis defines the ways of ecological outlook formation of youth, which are connected with an existing system of education as one of the most optimal ways for man to enter the world of culture, as a base of the youth social and spiritual life formation. The thesis makes suggestions about explanation of all educational institutions modernization as well as a renewal of educational programs aimed at the ecological outlook formation of youth uk
dc.description.abstract В диссертации проанализировано состояние разработки проблемы становления экологического мировоззрения молодежи, которая представлена разнообразием подходов к обоснованию философской модели формирования экологически зрелого человека и общества. Обоснована теоретическая импликация новой гуманитарной парадигмы как фундамента становления экологического мировоззрения и средства стратегического управления движением к устойчивому развитию. Установлено, что значительное внимание ученых уделялось исследованию такихпроблем: формирование экологической культуры, выработке активной экологической позиции личности, ценностного отношения к природе в разных возрастных группах; разработка теоретических и практических подходов экологического образования и воспитания. Выявлено, что новая гуманитарная парадигма, в отличие от традиционной, - это теоретико-концептуальная модель сознательного осуществления социальных изменений, для утверждения которых характерны аксиологичность, нравственность, направленность на устойчивое развитие человечества; акцентируется внимание на изучении качественной стороны явлений и ценностном характере деятельности людей. Считаем, что гуманитарная парадигма опирается на этическую категорию «добра», которая отражает ориентацию на достижение «блага». Рассмотрена эволюция толкований понятий «экологическое сознание», «экологическое мировоззрение» в разные исторические эпохи - от античности до наших дней в контексте главных философских течений. Особое внимание уделено содержанию и соотношению понятий «экологическое сознание» и «экологическое мировоззрение». Выяснено, что экологическое мировоззрение до сих пор остается в фазе становления, понятийная основа экологического мировоззрения еще недостаточно разработана, научный фундамент внутренне противоречив. «Экологическое мировоззрение» является обязательной составляющей «экологического сознания» общества, человека, через которое он воспринимает, осмысливает и оценивает окружающую среду, экологические проблемы, определяет свое отношение к ним. Экологическое мировоззрение молодежи сочетает в себе ценности и знания, эмоции и интеллект, мироощущение и миропонимание. И поэтому, на наш взгляд, экологическое мировоззрение - это духовно-деятельностное образование, определяющее ценностные ориентации человека, гармонизирующее знания о взаимосвязи человека - природы - социума, о высшей роли человека в этой триаде, которая обусловливает взаимосуществование, взаимопонимание, взаиморазвитие, взаимообогащение ее отдельных компонентов. Проанализированы особенности формирования мировоззренческих позиций молодежи в условиях утверждения информационного общества. Обоснована необходимость роли, а соответственно, и влияния средств массовой информации на формирование экологического общественного сознания, прежде всего, мировоззренческих ориентаций молодежи. Проанализированы пути формирования экологического мировоззрения молодежи, которые непосредственно связаны с существующей системой образования - одним из наиболее оптимальных способов вхождения человека в мир культуры как основы формирования общественной и духовной жизни молодежи. Высказываются предложения по обоснованию направлений модернизации всех образовательных звеньев, а также обновлению соответствующих учебных программ, направленных на формирование экологического мировоззрения молодежи. uk
dc.language.iso uk_UA uk
dc.publisher Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова uk
dc.subject світогляд uk
dc.subject екологічний світогляд uk
dc.subject свідомість uk
dc.subject екологічна свідомість uk
dc.subject гуманітарна парадигма uk
dc.subject система «людина-природа-соціум» uk
dc.subject рух до сталого розвитку uk
dc.subject інформаційне суспільство uk
dc.subject глобалізація uk
dc.subject outlook uk
dc.subject ecological outlook uk
dc.subject consciousness uk
dc.subject ecological consciousness uk
dc.subject youth uk
dc.subject humanistic paradigm uk
dc.subject system “man-nature-society” uk
dc.subject movement towards sustainable development uk
dc.subject information society uk
dc.subject globalization uk
dc.subject ecological education and upbringing uk
dc.subject мировоззрение uk
dc.subject экологическое мировоззрение uk
dc.subject сознание uk
dc.subject экологическое сознание uk
dc.subject молодежь uk
dc.subject гуманитарная парадигма uk
dc.subject система «человек-природа-социум» uk
dc.subject движение к устойчивому развитию uk
dc.subject экологическое образование и воспитание uk
dc.subject информационное общество uk
dc.subject глобализация uk
dc.title Становлення екологічного світогляду молоді у контексті нової гуманітарної парадигми uk
dc.title.alternative Ecological outlook formation of youth within the framework of a new humanistic paradigm uk
dc.type Abstract uk


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу