Дослідження присвячене актуальній проблемі теорії та методики навчання диференціації форм, засобів і методів фізичної культури. Виявлено суттєві розбіжності у прояві фізичних можливостей дівчаток суміжних типів тілобудови, що є підґрунтям для їх урахування під час планування навантажень в гуртках фізичної культури. Удосконалено технологію визначення суміжних типів тілобудови дівчаток 7-8 років варіантом кількісної оцінки компонентів маси тіла. Визначено особливості термінової та довготривалої (впродовж навчального року) адаптації організму дівчаток 7-8-річного віку з різною тілобудовою до фізичних навантажень різної
спрямованості. Розроблено диференційовані параметри навантажень для
розвитку витривалості, бистроти, сили та швидкісно-силових якостей
(тривалість роботи в спробах, кількість спроб і час відновлення між ними) на
кожному етапі фізкультурно-оздоровчих занять (осінньому, зимовому та
весняному).
The dissertation is devoted to topical theory and methods of teaching problems – differentiation of forms, physical culture means and methods. Significant differences were found in physical abilities demonstration of girls' related types of constitution, which is the basis for taking them into consideration during strain planning in sports sections. Detection of related types 7-8 years old girls' constitution technology was improved by quantitative evaluation option of body components weight. Peculiarities in the immediate and long-term (during school year) adaptation 7-8 years old girls with different constitution to the
different types of physical activity were determined. Options of strain for endurance, quickness, strength and power-speed (duration of the attempts, number of attempts, and recovery time between them) were differentiated at each stage of sports and recreational activities (autumn, winter and spring).
Диссертация посвящена актуальной проблеме обучения – дифференциации форм, средств и методов физической культуры. Адекватные физическим возможностям школьников нагрузки во время занятий физическими упражнениями являются залогом их здоровья. Поэтому исследование путей, которые учитывают индивидуально-типологические возможности учеников и на этой основе дают возможность дифференцирования физических нагрузок, имеет важное теоретическое и практическое значение. Выявлены особенности уровня проявления основных двигательных способностей девочек 7-8 лет в соответствии с их типом телосложения (соматотипом). Выбор соматотипа как способа дифференциации объясняется его генетической обусловленностью и реальной возможностью использования в процессе физкультурно-оздоровительных занятий (кружка
физической культуры). Согласно исследованию 35 % школьниц имеют
мышечно-торакальный (МТ) тип телосложения, 23 % – торакально-мышечный (ТМ) и по 12 % – мышечный (М) и дигестивно-мышечный (ДМ) типы. Количество других соматотипов в данной группе школьниц статистически не репрезентативно (от 1 до 4 %), Сравнение уровня проявления физических возможностей девочек
7-8 лет разного телосложения показало, что каждая соматотипологическая
группа демонстрирует их своеобразно. Например, школьницы М типа имеют
достоверное преимущество над сверстницами других соматотипов по
силовым тестам, школьницы ТМ и МТ типов – по выносливости, а девочки
МТ типа – по скоростно-силовым качествам. Обоснование параметров дифференцированных физических нагрузок проводилось с участием 93 школьниц (по 22-25 испытуемых каждого соматотипа). В качестве нагрузок были упражнения-тесты разной направленности. Сопоставление в данных упражнениях работоспособности и реакций ССС девочек разного телосложения показало, что продолжительность работы в попытках, количество попыток и время восстановления
между ними имеют существенные особенности. Например, при развитии
аэробной выносливости с помощью бега на месте с 60%-ой интенсивностью
для девочек ТМ и МТ телосложения рекомендуются 4 попытки. В первой
продолжительность бега 40 с, во второй, третьей и четвертой по 20 с.
Школьницам М типа рационально выполнять 3 попытки продолжительностью в первой 25 с и по 15 с во второй и третьей. Ученицы ДМ типа могут поддерживать заданный темп 2 попытки по 25 с и 15 с соответственно. Данные особенности свойственны каждому этапу занятий в кружке физической культуры (осеннему, зимнему, весеннему). Результаты девятимесячного эксперимента свидетельствуют об эффективности дифференцированной методики дозирования физических нагрузок в процессе физкультурно-оздоровительных занятий. Ее преимущество в
экспериментальной группе зафиксировано в 98 % случаев относительно
показателей двигательных тестов. Только показатели силы мышц разгибателей туловища и анаэробной выносливости у школьниц ДМ телосложения существенно не отличались от аналогичных учениц контрольной группы. Под воздействием дифференцированных физических нагрузок произошли положительные изменения в сердечной деятельности: снижение степени напряжения регуляторных систем и ослабление симпатикотонических и усиление ваготонических влияний на сердце, что
характеризует более рациональный механизм адаптации организма к физическим нагрузкам.