ISSN: 2310-8290
dc.contributor.author | Фаст, Ольга Леонідівна![]() |
|
dc.date.accessioned | 2022-03-28T21:29:07Z | |
dc.date.available | 2022-03-28T21:29:07Z | |
dc.date.issued | 2012 | |
dc.identifier.citation | Фаст, Ольга Леонідівна. Формування педагогічної самоефективності майбутніх учителів початкових класів у професійній підготовці : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 - теорія і методика професійної освіти / Фаст Ольга Леонідівна ; [наук. керівник Томашевська Ірина Петрівна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2012. - 22 с. | uk |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/36624 | |
dc.description.abstract | Дисертація присвячена розв’язанню проблеми формування педагогічної самоефективності майбутніх учителів початкових класів у професійній підготовці. Проаналізовано особливості професійної діяльності вчителя початкової школи. Визначено сутність і структуру педагогічної самоефективності майбутніх учителів початкових класів. Розроблено й експериментально перевірено організаційно-педагогічні умови формування педагогічної самоефективності майбутніх учителів початкової школи, що передбачають гуманістичну проблематизацію навчально-практичного змісту системою професійних завдань та проблемних ситуацій; стимулювання професійного самовдосконалення майбутніх педагогів засобами науководослідницької роботи; створення рефлексивно-емпатійного середовища в навчально-виховному процесі педагогічного ВНЗ. Результати експериментальної роботи підтвердили ефективність організаційно-педагогічних умов формування педагогічної самоефективності майбутніх учителів початкових класів. | uk |
dc.description.abstract | Dissertation covers the problems of forming of future primary school teachers’ pedagogical self-efficacy in the professional training process. The peculiarities of professional activity of a primary school teacher are analyzed. The essence and structure of pedagogical self-efficacy of a future primary school teacher are defined. Pedagogical conditions of forming pedagogical self-efficacy of future primary school teachers are developed and experimentally checked. They provide humanistic problematization of the educational content by means of the professional tasks and problematic situations system; encouraging of future teachers’ professional selfimprovement by means of scientific work; creation of the reflexive-and-empathy environment in the educational process at a pedagogical higher educational establishment. The efficiency of the pedagogical conditions of forming a pedagogical selfefficacy of future primary school teachers’ is proved as the result of the experimental work. | uk |
dc.description.abstract | Диссертация посвящена проблеме формирования педагогической самоэффективности будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки. Новые ориентиры в развитии профессионализма специалистов образовательной отрасли, переход от энциклопедической к компетентностной парадигмы освоения содержания педагогической профессии детерминируют включения в систему профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов такого новообразования, как педагогическая самоэффективность, которая по сути выступает образовательно-профессиональным и личностным индикатором определения степени готовности студента к профессиональной деятельности. На основе анализа философских, психолого-педагогических и социологических источников определены научные положения трактовки понятий «самоэффективность», обоснована сущность педагогической самоэффективности будущих учителей начальных классов; охарактеризованы особенности отечественной и зарубежной профессиональной подготовки учителей начального звена образования; обоснованы теоретические основы формирования педагогической самоэффективности в процессе профессионального становления будущих учителей начальных классов на основе компетентностного, герменевтического, системного и личностно-деятельностного подходов. Педагогическую самоэффективность учителя начальных классов в диссертации определено как личностно-профессиональную характеристику, что проявляется в готовности и способности педагога мобилизовать совокупность личностных качеств, квалификационных знаний, умений и методического мастерства с целью достижения оптимальных результатов в педагогической деятельности. Теоретический анализ и обобщение наработанного практического опыта позволили выделить структурные компоненты педагогической самоэффективности будущих учителей начальных классов: эмотивноценностный, когнитивно-деятельностный и рефлексивный. В русле системного подхода обосновано, что компоненты педагогической самоэффективности, каждый из которых имеет специфическое значение для этого феномена, системно взаимосвязаны между собой и только в своей взаимообусловленности и взаимодействия могут обеспечивать ее целостность. Основываясь на результатах исследования содержательных характеристик педагогической самоэффективности учителя начальных классов, анализа зарубежного и отечественного опыта профессиональной подготовки будущих учителей, разработана структурно-функциональная модель, которая состоит из комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: цели, подходов, организационно-педагогических условий, организационно-методического обеспечения, а их совокупность направлена на получение результата. Внедрение в учебно-воспитательный процесс представленной модели предусматривает создание организационно-педагогических условий, направленных на формирование педагогической самоэффективности будущего учителя начальной школы. На этапе формирующего эксперимента внедрено разработанную методику, проверено эффективность предложенных форм и методов. Рассматриваемый этап исследования проходил после разработки спецкурса «Педагогическая самоэффективность учителя начальных классов - путь к педагогике гуманизма», технологии организации деятельности студенческого научного общества, методики работы над электронным научно-педагогическим портфолио, программы тренингов педагогической сенситивности и профессионально асертивного поведения; учебно-методического обеспечения; проведения научно-методических семинаров для преподавателей педагогических дисциплин, руководителей педагогической практики и преподавателей методик. По результатам формирующего этапа педагогического эксперимента доказана эффективность внедрения разработанной модели в практику профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов. | uk |
dc.language.iso | uk_UA | uk |
dc.publisher | Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова | uk |
dc.subject | самоефективність особистості | uk |
dc.subject | педагогічна самоефективність | uk |
dc.subject | учитель початкових класів | uk |
dc.subject | професійна підготовка | uk |
dc.subject | організаційно-педагогічні умови | uk |
dc.subject | personal self-efficacy | uk |
dc.subject | pedagogical self-efficacy | uk |
dc.subject | primary school teacher | uk |
dc.subject | professional training | uk |
dc.subject | pedagogical conditions | uk |
dc.subject | самоэффективность личности | uk |
dc.subject | педагогическая самоэффективность | uk |
dc.subject | учитель начальных классов | uk |
dc.subject | профессиональная подготовка | uk |
dc.subject | организационно-педагогические условия | uk |
dc.title | Формування педагогічної самоефективності майбутніх учителів початкових класів у професійній підготовці | uk |
dc.title.alternative | Forming of future primary school teachers’ pedagogical selfefficacy in the professional training process | uk |
dc.type | Abstract | uk |