Дисертація присвячена розв’язанню проблеми формування педагогічної самоефективності майбутніх учителів початкових класів у професійній
підготовці. Проаналізовано особливості професійної діяльності вчителя
початкової школи. Визначено сутність і структуру педагогічної самоефективності
майбутніх учителів початкових класів. Розроблено й експериментально перевірено організаційно-педагогічні умови формування педагогічної самоефективності майбутніх учителів початкової школи, що передбачають гуманістичну проблематизацію навчально-практичного змісту системою професійних завдань та проблемних ситуацій; стимулювання професійного самовдосконалення майбутніх педагогів засобами науководослідницької роботи; створення рефлексивно-емпатійного середовища в навчально-виховному процесі педагогічного ВНЗ.
Результати експериментальної роботи підтвердили ефективність організаційно-педагогічних умов формування педагогічної самоефективності
майбутніх учителів початкових класів.
Dissertation covers the problems of forming of future primary school teachers’
pedagogical self-efficacy in the professional training process. The peculiarities of
professional activity of a primary school teacher are analyzed. The essence and
structure of pedagogical self-efficacy of a future primary school teacher are defined.
Pedagogical conditions of forming pedagogical self-efficacy of future primary
school teachers are developed and experimentally checked. They provide humanistic
problematization of the educational content by means of the professional tasks and
problematic situations system; encouraging of future teachers’ professional selfimprovement by means of scientific work; creation of the reflexive-and-empathy
environment in the educational process at a pedagogical higher educational
establishment. The efficiency of the pedagogical conditions of forming a pedagogical selfefficacy of future primary school teachers’ is proved as the result of the experimental
work.
Диссертация посвящена проблеме формирования педагогической
самоэффективности будущих учителей начальных классов в процессе
профессиональной подготовки. Новые ориентиры в развитии профессионализма специалистов образовательной отрасли, переход от энциклопедической к компетентностной парадигмы освоения содержания педагогической профессии детерминируют включения в систему профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов такого новообразования, как педагогическая
самоэффективность, которая по сути выступает образовательно-профессиональным и личностным индикатором определения степени готовности студента к профессиональной деятельности. На основе анализа философских, психолого-педагогических и социологических источников определены научные положения трактовки понятий «самоэффективность», обоснована сущность педагогической самоэффективности будущих учителей начальных классов; охарактеризованы особенности отечественной и зарубежной профессиональной подготовки учителей начального звена образования; обоснованы теоретические основы формирования
педагогической самоэффективности в процессе профессионального становления
будущих учителей начальных классов на основе компетентностного,
герменевтического, системного и личностно-деятельностного подходов.
Педагогическую самоэффективность учителя начальных классов в диссертации определено как личностно-профессиональную характеристику, что проявляется в готовности и способности педагога мобилизовать совокупность личностных качеств, квалификационных знаний, умений и методического мастерства с целью достижения оптимальных результатов в педагогической деятельности. Теоретический анализ и обобщение наработанного практического опыта позволили выделить структурные компоненты педагогической самоэффективности будущих учителей начальных классов: эмотивноценностный, когнитивно-деятельностный и рефлексивный. В русле системного подхода обосновано, что компоненты педагогической самоэффективности, каждый из которых имеет специфическое значение для этого феномена, системно взаимосвязаны между собой и только в своей взаимообусловленности и взаимодействия могут обеспечивать ее целостность.
Основываясь на результатах исследования содержательных характеристик
педагогической самоэффективности учителя начальных классов, анализа
зарубежного и отечественного опыта профессиональной подготовки будущих
учителей, разработана структурно-функциональная модель, которая состоит из
комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: цели, подходов,
организационно-педагогических условий, организационно-методического
обеспечения, а их совокупность направлена на получение результата. Внедрение в учебно-воспитательный процесс представленной модели предусматривает создание организационно-педагогических условий, направленных на формирование педагогической самоэффективности будущего учителя начальной школы.
На этапе формирующего эксперимента внедрено разработанную методику,
проверено эффективность предложенных форм и методов. Рассматриваемый этап
исследования проходил после разработки спецкурса «Педагогическая
самоэффективность учителя начальных классов - путь к педагогике гуманизма»,
технологии организации деятельности студенческого научного общества,
методики работы над электронным научно-педагогическим портфолио,
программы тренингов педагогической сенситивности и профессионально асертивного поведения; учебно-методического обеспечения; проведения научно-методических семинаров для преподавателей педагогических дисциплин,
руководителей педагогической практики и преподавателей методик. По результатам формирующего этапа педагогического эксперимента доказана
эффективность внедрения разработанной модели в практику профессиональной
подготовки будущих учителей начальных классов.