Дисертація присвячена розкриттю системної характеристики соціальної держави як природного і закономірного продукту впливу національної системи освіти у контексті становлення суспільства знань і знаннєвої економіки. Обґрунтовується, що сучасна освіта спрямована на відбудову та зміцнення національної ідентичності і формування здатності держави і її громадян до адаптації в глобалізованому суспільстві інформаційних і технологічних змін. Українське суспільство постає перед важливим вибором щодо подальшого розвитку в напрямку соціальності, постаючи перед викликами глобалізованого світу і ринку, інтегруючись в світовий і європейський економічний і освітній простір, що вимагає структурних і функціональних реформ і модернізації національної освітньої системи. Визначено, що сучасні освітні системи повинні відповідати ціннісним принципам, які ґрунтуються на засадах демократії і справедливості, і тому модернізація освіти повинна відбуватися в напрямку її демократизації на основі принципів і ідеалів розвинутої соціальної держави.
The social state is systematically characterized in the thesis as a natural result of an impact of national education system in the context of evolving knowledge society and knowledge economy. The education system, being one of the indicators of the state's social features, is described as a forming factor of a sovereign nationstate, on the basis of which modern welfare states emerged. Modern education is aimed at reconstructing and strengthening national identity and the ability of the state and its citizens to adapt in a globalized information society of technological changes. Ukrainian society faces the challenge for further development towards sociality, solves problems of nation building, problems of the globalized world, while trying to integrate into the world and European economic and educational environment. This integration requires structural and functional reforms and modernization of the national education system. The author stresses that the modern educational system should value the principles of democracy and justice, and that
modernization of education should move in the direction of democratization based on
the ideals of a developed social state. The main areas of the social state optimization
in the discourse of national education modernization are: democratization of education, autonomy of universities, entrance to the international and European higher education area, conditions for the mobility of educational process participants, combination of production and science, research and education, promotion of private sector in education.
Диссертация посвящается системной характеристике социального государства как закономерного продукта влияния национальной системы образования в контексте становления общества знаний и формирования информационной цивилизации. Обосновывается, что система образования направлена на восстановление и укрепление национальной идентичности и формирования способности государства и ее граждан к адаптации в глобализированном обществе информационных и технологических изменений. Обосновывается тезис о том, что образование в социальном государстве направлено на формирование личности, потенциал, ресурсы и возможности которой реализуются на основе принципов свободы и демократии, субсидиарности, солидарности, социальной справедливости и ответственности, а, следовательно, способствует становлению и воссозданию черт социальности в государстве. На основе этого определены основные аспекты взаимосвязи развития социального государства и образования. Во-первых, образование предоставляет возможность каждому человеку саморазвития и самореализации, что способствует социально-экономической защищенности человека, и формирует способность личности принимать участие в развитии, укреплении и модернизации системы государственных институтов, функции которых
связаны с формированием социальных черт государства. Во-вторых, социальное государство содействует развитию и модернизации образования и ее институтов, как в контексте социально-экономической поддержки, так и в концептуальной разработке приоритетов образовательной политики, основанной на принципах социальности и гуманизма. В-третьих, образование в современном социальном государстве является экономической категорией и, с одной стороны, как система образовательных, научно-исследовательских заведений выступает как участник рыночных процессов, и с другой, направлена на формирование профессионально компетентной личности, какая бы на рынке труда выступала как конкурентоспособной субъект. Анализируя взаимосвязь развития образования и современных мировых и европейских социальных государств, обосновано, что современные тенденции глобализации (особенно в социально-экономической сфере) приводят к переформатированию цели и задач социального государства, а образование постепенно превращается в товар, по большей части частное и индивидуальное благо, теряя свое прежнее значение общественного и коллективного блага. Это, актуализирует потребность в модернизации образования в направлении его гуманизации и демократизации, что способствовало бы формированию новой концепции социального государства в условиях становления общества, основанного на экономике знаний и технологий. Определено, что современные образовательные системы должны отвечать ценностным принципам, которые основываются на принципах демократии и справедливости, и потому модернизация образования должна осуществляться в направлении ее демократизации на основе принципов и идеалов развитого социального государства. В результате анализа были выделены основные направления оптимизации формирования социального государства в дискурсе модернизации национального образования: демократизация образования; университетская автономия; вступление в мировое и европейское пространство высшего образования; создание условий
для обеспечения мобильности субъектов образовательного процесса; сочетание
производства и науки, исследований и образования; содействие развитию частного сектора в системе образования.