Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Сковронський, Богдан Володимирович
dc.date.accessioned 2022-03-27T09:32:48Z
dc.date.available 2022-03-27T09:32:48Z
dc.date.issued 2016
dc.identifier.citation Сковронський, Богдан Володимирович. Семіотичні виміри комунікації в сучасній художній культурі : автореферат дис. ... канд. філос. наук : 09.00.04 - філософська антропологія, філософія культури / Сковронський Богдан Володимирович ; [наук. керівник Легенький Юрій Григорович] ; М-во освіти і науки України. - Київ, 2016. - 19 с. uk
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/36587
dc.description.abstract Дисертація є системним дослідженням, у якому здійснюється комплексний аналіз артизації культури сучасності як семіотичного та комунікативного феномену. Арт-простір сучасної культури розглядається як комунікативний дискурс, участь в якому трансформує свідомість споживача культурних цінностей і надає їй можливість рекреації, тобто перестворення в гармонійному вигляді. Засобами рекреації, в даному відношенні, виступають знакові засоби комунікації, якими в мистецтві є засоби образності як безпосереднього чинника впливу на свідомість людини. З даних позицій у дослідженні розкривається значення ритмічних структур архітектоніки художнього твору як детермінантів трансформації семантично-комунікативного універсуму сучасного мистецтва та художньої культури на підставі композиційних, образотворчих, формотворчих засобів артизації повсякденної дійсності. uk
dc.description.abstract Dissertation is system research, where the complex analysis of artisation culture of contemporaneity comes true as the semiotic and communicative phenomenon. Art space for contemporary culture is seen as a communicative discourse, which transformation the consciousness of the consumer of cultural values and provides the possibility of recreation, that is recreate a harmonious way. Means in this respect, are significant resources available to the art as a direct factor of influence on human consciousness. From this perspective, the study reveals the importance of the rhythmic structure of architectonic works of art as determinants of the transformation of semantically-communicative universe of contemporary art and artistic culture based on the composition, formation of funds artisation everyday reality, provide music, architecture, ornament and visual arts. uk
dc.description.abstract Диссертация является системным исследованием, где осуществляется комплексный анализ артизации культуры современности как семиотического и коммуникативного феномена. В исследовании определяется архитектоника композиционных и модельно-образных соотношений формообразующих артефактов в пространственных и временных видах искусств. Предоставляется анализ образных спецификаций пространства, времени, ритма, метра как системообразующих и изобразительных факторов культурообразования. Исследуется образно-коммуникативная роль алеаторики и сонорики как формообразующих факторов. Определенные детерминанты трансформации семантически-коммуникативного универсума современного искусства и художественной культуры на основании архитектоники композиционных, изобразительных, формообразующих, а также музыкальных реалий артизации информации. В исследовании определяются ключевые понятия, которые характеризуют художественную коммуникацию в культуре как те практики, принципы, модельные механизмы, которые становятся принципом артизации реальности в современной культуре. Раскрывается связь композиционных принципов с их семиотико-художественными, феноменологическими реалиями самоопределения в системных и сверхсистемных реалиях культурообразования. В частности, это пространство, связанное с постмодернизмом, где сам принцип унификации, гомогенизации, орнаментализации становится признаком глобализации культуры. Художественное значение архитектурной формы, не в самоценности только массы (как в скульптуре) или только динамического пространства, а в их взаимодействии. Последняя осуществляется через категорию структурности – «составленности» из отдельных элементов. Благодаря структурности, внешняя – доступная для чувственного восприятия форма, приобретает способность отображать свой внутренний аспект – логику организации пространства. Масса при этом, не переставая быть сплошной, будто «распадается» на элементы – составные части. Это изменяет восприятие: форма демонстрирует процесс и способ ее построения: соотношение составных частей, их свойства, функции в структуре целого. Возникает ощущение «складывания» и «раскладывания» оболочки, в процессе переживания которого, внутренняя динамика пространства становится ощутимой – она будто проникает в пластику массивной оболочки и отображается в ней.Отражение внутреннего во внешнем может быть как правдивым, так и вводить в заблуждение: внешняя структура может не отвечать конструкции, преднамеренно скрывая ее (маскировка стенной конструкции под ордерную систему, в древнеримской и классической архитектуре), а может наоборот, полностью совпадать с конструкцией (пример: открытые конструкции таковы, как Эйфелева башня). В соответствии с этим в форме может доминировать пластичный или тектонический способ формообразования, может преобладать массивное или пространственное начало. Важным является сам способ, через который в архитектуре осуществляется взаимодействие двух планов художественного произведения, – пластичного (внешнего) и тектонического (внутреннего) способов формообразования. Художественное произведение рассматривается в данном исследовании как коммуникат (текст), представляющий собой отдельное, замкнутое в себе образование, имеющее нерасчленимое значение и нерасчленимую функцию (по Ю. Лотману). В данном отношении, текст функционирует одновременно в двух коммуникативных каналах: «Я–Другой», который обеспечивает передачу только константного объёма информации, и «Я – Я», в котором происходит её качественная трансформация. В последнем случае, имеет место феномен автокоммуникации, который приводит к изменению самого «Я». Особенностью этого вида коммуникации является десемантизация содержания что выражается в ритмизации сообщения. В этом можно увидеть характерную особенность именно эстетического сообщения. Так, ритмическую структуру можно увидеть в основе практически каждого произведения искусства. Но художественное качество текста не возникает в отдельном канале «Я – Я» (или «Я – Другой»), а создаётся вхождением значений первого типа в контекст другого. Информативная и когнитивная (автокоммуникативная) функции текста, действуют, в данном случае, как аттракторы, «расшатывая» сознание, подобно маятнику, между двух коммуникативных систем. Текст, как и его содержание, при этом остаются неизменными, изменение претерпевает исключительно сознание, начинающее воспринимать синтагматическую структуру как семантическую, ритм как изображение, и наоборот, изображение как некий ритм. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблем артизации культуры, а также для изучения самих принципов художественного моделирования культуры, в контексте арт-практик культуры постмодернизма, еще не имеющих устоявшихся номинаций жанра, или субстилей культуры и искусства, которые уже оперативно определены как поэтический инструментарий современного искусства, в частности, дизайна, моды и архитектуры. uk
dc.language.iso uk_UA uk
dc.publisher Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова uk
dc.subject семіотика uk
dc.subject комунікація uk
dc.subject мистецтво uk
dc.subject композиція uk
dc.subject ритм uk
dc.subject метр uk
dc.subject алеаторика uk
dc.subject сонорика uk
dc.subject semiotics uk
dc.subject communication uk
dc.subject art uk
dc.subject composition uk
dc.subject rhythm uk
dc.subject meter uk
dc.subject aleatory uk
dc.subject sonory uk
dc.subject семиотика uk
dc.subject коммуникация uk
dc.subject искусство uk
dc.subject композиция uk
dc.subject ритм uk
dc.subject метр uk
dc.subject алеаторика uk
dc.subject сонорика uk
dc.title Семіотичні виміри комунікації в сучасній художній культурі uk
dc.title.alternative The semiotic measuring of communication in a modern artistic culture uk
dc.type Abstract uk


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу