Дисертація є системним дослідженням, у якому здійснюється комплексний аналіз артизації культури сучасності як семіотичного та комунікативного феномену. Арт-простір сучасної культури розглядається як комунікативний дискурс, участь в якому трансформує свідомість споживача культурних цінностей і надає їй можливість рекреації, тобто перестворення в гармонійному вигляді. Засобами рекреації, в даному відношенні, виступають знакові засоби комунікації, якими в мистецтві є засоби образності як безпосереднього чинника впливу на свідомість людини.
З даних позицій у дослідженні розкривається значення ритмічних структур архітектоніки художнього твору як детермінантів трансформації
семантично-комунікативного універсуму сучасного мистецтва та художньої
культури на підставі композиційних, образотворчих, формотворчих засобів
артизації повсякденної дійсності.
Dissertation is system research, where the complex analysis of artisation
culture of contemporaneity comes true as the semiotic and communicative
phenomenon. Art space for contemporary culture is seen as a communicative discourse,
which transformation the consciousness of the consumer of cultural values and
provides the possibility of recreation, that is recreate a harmonious way. Means in
this respect, are significant resources available to the art as a direct factor of influence
on human consciousness. From this perspective, the study reveals the importance of the rhythmic structure of architectonic works of art as determinants of the transformation of
semantically-communicative universe of contemporary art and artistic culture based
on the composition, formation of funds artisation everyday reality, provide music,
architecture, ornament and visual arts.
Диссертация является системным исследованием, где осуществляется
комплексный анализ артизации культуры современности как семиотического и
коммуникативного феномена. В исследовании определяется архитектоника композиционных и модельно-образных соотношений формообразующих артефактов в пространственных и временных видах искусств. Предоставляется анализ образных спецификаций пространства, времени, ритма, метра как системообразующих и изобразительных факторов культурообразования. Исследуется образно-коммуникативная роль алеаторики и сонорики как формообразующих факторов. Определенные детерминанты трансформации семантически-коммуникативного универсума современного искусства и художественной культуры на основании архитектоники композиционных, изобразительных, формообразующих, а также музыкальных реалий артизации информации. В исследовании определяются ключевые понятия, которые характеризуют художественную коммуникацию в культуре как те практики, принципы, модельные механизмы, которые становятся
принципом артизации реальности в современной культуре. Раскрывается связь композиционных принципов с их семиотико-художественными, феноменологическими реалиями самоопределения в системных и сверхсистемных реалиях культурообразования. В частности, это пространство, связанное с постмодернизмом, где сам принцип унификации, гомогенизации, орнаментализации становится признаком глобализации культуры. Художественное значение архитектурной формы, не в самоценности только массы (как в скульптуре) или только динамического пространства, а в их взаимодействии. Последняя осуществляется через категорию структурности – «составленности» из отдельных элементов. Благодаря структурности, внешняя – доступная для чувственного восприятия форма, приобретает способность отображать свой внутренний аспект – логику организации пространства. Масса при этом, не переставая быть сплошной, будто «распадается» на элементы – составные части. Это изменяет восприятие:
форма демонстрирует процесс и способ ее построения: соотношение составных
частей, их свойства, функции в структуре целого. Возникает ощущение «складывания» и «раскладывания» оболочки, в процессе переживания
которого, внутренняя динамика пространства становится ощутимой – она будто
проникает в пластику массивной оболочки и отображается в ней.Отражение
внутреннего во внешнем может быть как правдивым, так и вводить в заблуждение: внешняя структура может не отвечать конструкции, преднамеренно скрывая ее (маскировка стенной конструкции под ордерную систему, в древнеримской и классической архитектуре), а может наоборот, полностью совпадать с конструкцией (пример: открытые конструкции таковы, как Эйфелева башня). В соответствии с этим в форме может доминировать пластичный или тектонический способ
формообразования, может преобладать массивное или пространственное начало. Важным является сам способ, через который в архитектуре осуществляется взаимодействие двух планов художественного произведения, – пластичного
(внешнего) и тектонического (внутреннего) способов формообразования.
Художественное произведение рассматривается в данном исследовании
как коммуникат (текст), представляющий собой отдельное, замкнутое в себе
образование, имеющее нерасчленимое значение и нерасчленимую функцию (по
Ю. Лотману). В данном отношении, текст функционирует одновременно в двух
коммуникативных каналах: «Я–Другой», который обеспечивает передачу
только константного объёма информации, и «Я – Я», в котором происходит её
качественная трансформация. В последнем случае, имеет место феномен
автокоммуникации, который приводит к изменению самого «Я». Особенностью
этого вида коммуникации является десемантизация содержания что выражается
в ритмизации сообщения. В этом можно увидеть характерную особенность
именно эстетического сообщения. Так, ритмическую структуру можно увидеть
в основе практически каждого произведения искусства. Но художественное качество текста не возникает в отдельном канале «Я – Я» (или «Я – Другой»), а создаётся вхождением значений первого типа в контекст другого. Информативная и когнитивная (автокоммуникативная) функции текста, действуют, в данном случае, как аттракторы, «расшатывая» сознание, подобно маятнику, между двух коммуникативных систем. Текст, как и его содержание, при этом остаются неизменными, изменение претерпевает исключительно сознание, начинающее воспринимать синтагматическую структуру как семантическую, ритм как изображение, и наоборот, изображение как некий ритм. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблем артизации культуры, а также для изучения самих принципов художественного моделирования культуры, в контексте арт-практик культуры постмодернизма, еще не имеющих устоявшихся номинаций жанра, или субстилей культуры и искусства, которые уже оперативно
определены как поэтический инструментарий современного искусства, в частности, дизайна, моды и архитектуры.