Дисертація присвячена проблемі особливостей психологічної корекції соціальних страхів студентів. Досліджено сутність феномену та особливості прояву соціальних страхів у студентів. Виявлено провідні категорії соціальних страхів студентів (індивідуально-особистісні (страхи невдачі та поразки, неприйняття та пригнічення, втрати, самостійності, комунікації), вітальні (реагування на зовнішні соціальні подразники, що можуть спричинити соціальну смерть – страхи війни та її наслідків, бідності, невизначеного майбутнього, побоювання стати жертвою нападу тощо), особливості усвідомлення їх змісту, питому вагу виявлених страхів на різних
етапах навчання, гендерні відмінності, залежність від місця проживання.
Встановлено взаємозв’язки між соціальними страхами та тривожністю, схильністю
до фрустрації, агресивністю, ригідністю, самотністю, емоційною нестійкістю та
заниженою самооцінкою. Створено модель психокорекційної роботи з соціальними страхами студентів. Обгрунтовано, розроблено, апробовано та доведено ефективність програми психологічної корекції соціальних страхів та нівелювання їх чинників, спрямовану на зниження рівня негативних емоційних проявів у студентської молоді. Запропоновано методичні рекомендації для викладачів та практичних
психологів вищих навчальних закладів з метою профілактики та зниження
соціальних страхів у студентів.
This work`s purpose is highlighting the problem of student’s social fears psychological correction. Studied is the essency of the phenomenon, explored are psychological features and students` social fears origins. Revealed are major categories of students social fears (including individual ones (fear of failure and defeat, rejection and
depression, loss, independence and communication), greeting ones (response to external
social irritants that could cause social death - fears of war and its consequences, poverty,
uncertain future, fear of being attacked, etc.), peculiarities of their content awareness, a
share of fears detected at different stages of education, gender differences, depending on
the residence. Intercommunication between social fears and anxiety, tendency to
frustration, stiffness, loneliness, emotional instability and low self-esteem is also studied
within this dissertation. Also created in this work is the model of students` social fears psychological correction. Grounded, elaborated, approved and proved is the effectiveness of social fears psychological correction and factors aimed at decline the negative emotional expressions in students. Methodical recommendations for teachers and psychologists University to work with students to prevent and decline social fears arealso developed withing this dissertation.
Диссертация содержит результаты исследования проблемы психологической
коррекции социальных страхов у студентов. Отражена сущность феномена,
психологические особенности и факторы возникновения социальных страхов
студентов. В работе представлен анализ научно-теоретических концепций по
проблеме социального страха в зарубежной и отечественной психологии, раскрыты
особенности их проявления и факторы возникновения у студенческой молодежи.
Освещены теоретико-методологические основы исследования проблемы снижения
социальных страхов личности студенческого возраста. В ходе эмпирического исследования изучены проявления социальных страхов студентов, осознание их особенностей на разных этапах обучения, возрастной специфики и т.д. Социальные страхи студентов представлены такими категориями как: индивидуально-личностные (страхи неудачи и поражения, неприятия и угнетения, потери, самостоятельности, общения), витальные (реагирование на внешние социальные раздражители, которые могут вызвать социальную смерть - страхи войны и ее последствий, бедности, неопределенного будущего, опасения стать жертвой нападения и т.п.). Установлены взаимосвязи между социальными страхами и тревожностью, фрустрацией, агрессивностью, ригидностью, одиночеством, эмоциональной неустойчивостью и заниженной самооценкой. Разработана модель психокоррекционной работы с социальными страхами студентов. Обоснована, разработана, апробирована и доказана эффективность программы психологической коррекции социальных страхов и их факторов, направленная на снижение уровня негативных эмоциональных проявлений у студенческой молодежи. Психокоррекция социальных страхов происходит через нивелирование действий деструктивных факторов, которые могут усилить социальные страхи и активизацию внутренних психологических ресурсов. Эффективно воздействие в три этапа, каждый из которых реализуется через компоненты психокоррекции – работа с когнитивными, поведенческими и аффективными процессами. Предложены методические рекомендации для преподавателей и практических психологов высших учебных заведений с целью профилактики и снижения социальных страхов и их факторов у студентов.