Дисертація присвячена вивченню проблеми становлення відповідальності як
професійно значущої якості майбутнього соціального працівника впродовж
навчання у вузі. У роботі здійснено аналіз проблеми відповідальності особистості та
обґрунтувано теоретичні підходи до експериментального вивчення відповідальності
як професійно значущої якості соціального працівника; виявлено в процесі
лонгітюдного дослідження особливості становлення відповідальності майбутніх
соціальних працівників впродовж їх навчання у ВНЗ та дано рівневу і структурну
характеристику цього процесу; досліджено специфіку взаємозв’язку на різних
етапах навчання майбутніх соціальних працівників особливостей становлення їх
відповідальності з розвитком їх професійної спрямованості, локусу контролю та
самооцінки. Визначено психолого-педагогічні умови та обгрунтовано доцільність і
ефективність впровадження програми цілеспрямованого формування
відповідальності як професійно значущої якості майбутнього соціального
працівника активними методами навчання.
The thesis is devoted to study the problem of responsibility formation as professional significant quality of future social workers during university education. Problems of responsibility of personality are analyzed in the thesis and theoretical approaches to experimental investigation of responsibility as professional significant quality of social workers are well-founded. Longitude research determines peculiarities of
responsibility formation as professional significant quality of future social workers during
their university education and the author reveals level and structure characteristics of this
process. There is investigated specific character of intercommunication between
peculiarities of responsibility formation and development of professional directivity on
different stages of education of future social workers, locus of control and self-esteem.
The author determines psychological and pedagogical conditions and grounds the
appropriateness and effectiveness of introduction of program of purposeful responsibility
formation as professional significant quality of future social workers by means of socialpedagogical training.
Диссертационное исследование посвящено проблеме ответственности как
профессионально значимого качества социальных работников. В результате
анализа психологической литературы установлено, что исследование данной
проблемы является актуальным, так как структура ответственности как
профессионально значимого качества социальных работников и особенности
развития ее компонентов, видов, как и специфика становления общей
ответственности будущих социальных работников в процессе обучения в высшем
учебном заведении остаются недостаточно изученными в современной
психологической науке. В работе выявлены особенности ответственности как
качества личности, которому присуща динамичность, связь со свободой, мотивами,
самосознанием, локусом контроля. Эти связи неоднозначны как на разных этапах
онтогенетического развития личности, так и в индивидуальном плане.
Ответственность проявляется как сложное, многомерное, модифицированное
социальное явление, в котором проявляется четыре основных аспекта: социальный,
юридический, экономический, личностный, и соответственно типы
ответственности: социальная, правовая (юридическая), экономическая,
экологическая, моральная, этическая, профессиональная. В структуре
профессиональной модели социального работника ответственность выступает
значимым базовым качеством, которое проявляется в таких аспектах его
практической деятельности как: личностный (ответственное отношение к клиенту, к
профессиональной деятельности, к себе); функциональный (разные направления
деятельности социального работника) и предметный (профессионально-личностное
развитие и саморазвитие социального работника, его готовность к
профессиональной деятельности).
21
Установлено, что развитие ответственности как профессионально значимого
качества будущих социальных работников характеризируется проявлениями
структурных компонентов ответственности (когнитивного, мотивационноаффективного, деятельностно-поведенческого), уровней ответственности социальных
работников (высокого, среднего, низкого), развитием видов ответственности будущих
социальных работников («дисциплинарная ответственность», «ответственность за
себя», «ответственность за других»), проанализировано ответственность в структуре
профессиональной модели социального работника, раскрыто взаимосвязь развития
ответственности с особенностями самосознания студентов, а именно локусом
контроля, самооценкой, профессиональной направленностью будущих социальных
работников.
Определены психолого-педагогические условия и обоснована программа
формирования ответственности как профессионально значимого качества социальных
работников.
В результате исследования выявлено роль отдельных психологических
феноменов, что определяют особенности становления ответственности, уровни
общей ответственности будущих социальных работников и особенности их
становления в учебно-воспитательном процессе, построено профили разных
уровней общей ответственности с детальной характеристикой специфики
проявления у них структурных компонентов и параметров ответственности,
определено доминирующие тенденции становления видов ответственности,
теоретически обоснованно программу целенаправленного формирования
ответственности будущих социальных работников.
Методической основой реализации разработанной программы является
социально-психологический тренинг как логически завершенный фрагмент
содержания образования, которому свойственна независимость и завершенность
содержательного материала, раскрытие основных понятий и концептуальных основ
реализации поставленных задач. Результаты формирующего эксперимента
засвидетельствовали эффективность предложенной программы по развитию
ответственности как профессионально значущего качества социальных работников.