Дисертаційне дослідження є теоретико-експериментальним пошуком нової
методики формування готовності майбутніх учителів інформатики до контрольнооцінювальної діяльності з використанням комп’ютерних технологій. У процесі дослідження уточнено ключові поняття, обґрунтовано і конкретизовано зміст,
структуру і засоби цілісного процесу формування досліджуваних компонентів
готовності за умов стрімкого розвитку інформатики. Визначено рівні готовності
(низький, середній, високий) на основі вcтановлених критеріїв оцінювання,
зроблені відповідні висновки. Теоретично обґрунтовано, розроблено та експериментально перевірено методичну систему формування готовності майбутніх учителів інформатики до контрольно-оцінювальної діяльності з використанням комп’ютерних технологій, в якій особливу увагу займає впроваджений спецкурс “Використання комп’ютерних технологій в педагогічному оцінюванні”. Обґрунтовано
доцільність використання в процесі підготовки майбутніх учителів інформатики
засобів навчання, зокрема, комп’ютерних технологій (навчальна платформа
MOODLE), що забезпечувало цілеспрямованість процесу навчання, реалізацію
системного підходу в усіх учасників навчально-виховного процесу.
The dissertation research is theoretical and experimental search formation of future science teachers to control and assessment of the use of computer technology.
The study clarified the key concepts and reasonably specified content, structure and
means of integral formation process studied components of readiness under conditions
of rapid development of computer science research. The levels of readiness (low,
medium, high) based on predefined criteria, made appropriate conclusions.
Developed theoretically grounded and experimentally proved methodical system
of training of teachers of informatics to Control and assessment activity in which special
attention occupies introduced a special course "The use of computer technologies in
educational assessment," and proved the feasibility of using in the preparation of
learning tools, including computer cybernetic technologies that (learning platform
MOODLE), enabled the targeted learning process, implementing a systematic approach
to all participants in the educational process.
Диссертационное исследование является теоретико-экспериментальным
поиском новой методики формирования готовности будущих учителей
информатики к контрольно-оценочной деятельности с использованием
компьютерных технологий. В процессе исследования на основе обобщения
результатов изучения научно-педагогической и психологической литературы
уточнено специфику трактовки основных понятий «контрольно-оценочная
деятельность» и «формирование готовности», определены их характеристики, принципы применения и функции; уточнены понятия и особенности
педагогической диагностики и средств тестового контроля. Обосновано
структура, содержание и средства общеучебных умений и навыков в осуществлении педагогического оценивания будущими учителями информатики; конкретизировано структуру, содержание и средства целостного процесса сформированности уровня мотивационного, теоретико-информационного и практико-процессуального компонентов готовности к осуществлению контрольно - оценочной деятельности будущими учителями информатики в процессе профессиональной подготовки в
условиях стремительного развития научной области информатики. Определены уровни готовности (низкий, средний, высокий) на основе определенных критериев оценивания, сделаны соответствующие выводы. Теоретически обоснована, разработана методическая система формирования готовности будущих учителей информатики к контрольно-оценочной деятельности, в которой особое место занимает внедренный спецкурс “Использование компьютерных технологий в педагогическом оценивании ”, и реализации системного подхода ко всем участникам учебно-воспитательного процесса с помощью электронной платформы MOODLE.
В методической системе подготовки к осуществлению будущими учителями контрольно-оценочной деятельности с использованием компьютерных
технологий, в частности учитываются основные характерные черты педагогической диагностики. Созданная методическая система, имеет целью обосновать и определить основные составляющие в формировании готовности будущих учителей информатики к контрольно-оценочной деятельности, умений и навыков для повышения качества знаний студентов по информатическим дисциплинам.
Достичь поставленной цели можно благодаря использованию полноценного,
целенаправленного и результативного контроля за учебным процессом. На каждом этапе учебной деятельности будущих учителей, использование средств компьютерных технологий осуществлялось при условии осуществления во время большинства видов контрольных действий в пределах аудиторной и внеаудиторной работы. В процессе обучения с использованием в платформе MOODLE именно
контрольно-оценочные действия обеспечивали обратную связь, отражали
реальную ситуацию и способствовали производительности, действенности,
эффективности учебных действий. Благодаря этому, обратную связь часто
выделяют как главную функцию контрольных оценочных действий, но ее можно
также отнести к основным характеристикам контрольно-оценочной деятельности
учителя. Целью педагогического эксперимента была апробация и экспериментальная проверка эффективности предложенной методической системы подготовки будущих учителей информатики к контрольно-оценочной деятельности с
использованием компьютерных технологий. Полученные результаты подтверждают эффективность предложенной методической системы утверждать, что методическая система дала значительно высшие показатели.