У дисертації, присвяченій виявленню психолого-педагогічних умов розвитку творчого потенціалу особистості майбутнього практичного психолога, здійснений аналіз основних підходів до вивчення зазначеного особистісного феномена, досліджений його змістовний та структурний базиси; розроблено психологічну модель, обґрунтовано критерії та рівні розвитку. На експериментальному етапі виявлено недостатню динаміку основних компонентів творчого потенціалу майбутніх практичних психологів у процесі фахової підготовки: пошуково-перетворювальної та пізнавальної активності, особистісної, соціальної й вербальної креативності тощо. Визначено психологічні (впевненість у собі та власних діях, допитливість, гнучкість у комунікативній діяльності, екстравертованість у взаємодіях, самоактуалізація потенціалів; вербальна креативність, творче мислення й уява, ірраціональність; соціальна креативність, соціальні цінності, соціальна корисність) та педагогічні (атмосфера психологічної безпеки і комфорту, ціннісне ставлення до проявів творчості, співтворчість суб’єктів навчального процесу, індивідуальний творчий стиль професійної діяльності викладача, застосування методів активізації творчого мислення, евристичних прийомів тощо) умови розвитку творчого потенціалу майбутніх психологів, обґрунтовано, розроблено та апробовано програму психотренінгу з активізації креативності студентів-психологів. Розроблено методичні рекомендації викладачам вищих навчальних закладів щодо розвитку творчого потенціалу майбутніх фахівців.
Диссертация посвящена проблеме выявления оптимальных психологопедагогических условий, детерминирующих развитие составляющих творческого
потенциала будущих практических психологов в процессе их профессиональной подготовки. На основе теоретико-методологического анализа основных научных подходов к изучению креативности осуществлено обоснование понятий «творчество», «креативность», «творческая личность», «творческий потенциал», раскрыт генезис формирования творческих возможностей личности. Разработана психологическая модель творческого потенциала личности будущего практического психолога, структурные составляющие и психологическая наполненность которой отображают специфику его профессиональной деятельности. В работе обоснованы критерии (наличие внутренних творческих резервов личности, творческая активность, склонность к риску, сложность в творческих поисках, творческое самовыражение в процессе межличностного взаимодействия, оригинальность творческого продукта, самооценка творческого потенциала личности будущего практического психолога); определены уровни развития (высокий, средний, низкий) творческого потенциала будущего практического психолога. На высоком уровне будущие психологи демонстрируют адекватную самооценку, творчески-познавательный интерес, самостоятельность и инициативность в творческих поисках, готовность изменяться в динамических условиях социума. Средний уровень характеризует вариативность и незрелость взглядов личности, неуверенность относительно собственных творческих способностей, их места и роли в системе координат личностно-профессионального роста. Недостаточная четкость и реалистичность оценок собственных творческих ресурсов, пассивность, конформность, трудности в генерализации креативных идей, доминирование традиционных способов решения творческих задач определяют низкий уровень творческого потенциала. В результате экспериментальной работы выявлены особенности развития творческого потенциала будущих практических психологов, обоснованы благоприятные психологические условия развития данного феномена, которые охватывают три взаимосвязанные сферы: конативную (уверенность в себе и собственных силах, любознательность и гибкость в коммуникативной
деятельности, экстравертированность во взаимодействия и т.д.), познавательноэмоциональную (вербальная креативность, иррациональность, творческое
мышление и воображение) и социально-психологическую (социальная креативность, социальные ценности, социальная полезность). Педагогические условия включают создание атмосферы психологического комфорта и безопасности, обеспечение ценностного отношения к творческим проявлениям личности, индивидуальный творческий стиль профессиональной деятельности педагога, применение методов активизации творческого мышления, эвристических приемов, заданий дивергентного типа. Доказана эффективность внедрения программы психотренинга по развитию творческого потенциала будущих практических психологов, разработаны методические рекомендации, определены ориентиры дальнейшего исследования данной проблематики в рамках вузовской подготовки.
The thesis touches upon the problem of the future practical psychologists’ creative potential development. Analysis of the scientific approaches to the creative process, the nature of creativity, its architectonics, modern theory and practice of the higher education point out that there is a necessity to reveal future practical psychologists’ potential resources, to develop their individual and creative abilities, to stimulate person’s cognitive and social activity, urge towards self-presentation. It demands appropriate professional creative training on the basis of the effective psychological and pedagogical conditions providing. Taking into account the specific features of the practical psychologists’ professional activity, age-related differentiation (students’ stage as a sensitive period for the creative development) the psychological model of the creative potential is worked out. Major criterions and levels (high, middle and low) of the mentioned phenomenon are determined. According to the latest achievements in terms of methodical, psychological and pedagogical creative study and the results of the practical psychologists’ creative abilities measurement favourable psychological (self-confidence, curiosity, flexibility in the communicative activity, potentials’ self-actualization, verbal and social creativity etc.) and pedagogical (the atmosphere of psychological safety and comfort, value of the creative process, individual creative style of the teacher’s professional activity, methods of creative thinking activization application etc.) conditions for the creative potential
development covered three interactive and interrelated spheres (conative, cognitiveemotional and social-psychological) are described. The effective training program of the creative potential development is presented and approved. Methodical recommendations for the teachers of the higher educational establishments are worked out.