У дисертації здійснено світоглядно-філософський аналіз феномену формування педагогічної майстерності в системі професійної підготовки вчителя. Викладено теоретико-методологічні засади дослідження системи професійної підготовки сучасного вчителя. Визначено зміст, місце та роль педагогічної майстерності в системі професійної підготовки вчителя. Розглянуто формування педагогічної майстерності засобами навчальновиховного процесу, окреслено роль педагогічної практики в системі формування педагогічної майстерності сучасного вчителя. В роботі розглянуто поняття педагогічної майстерності в історикофілософському аспекті, запропоновано вдосконалену, з урахуванням потреб сьогодення та філософського осмислення, модель педагогічної майстерності, розроблено модель світоглядної позиції сучасного вчителя, запропоновано механізм оптимізації формування педагогічної майстерності. Наголошено, що новітня модель української педагогічної освіти повинна базуватись на українських національних традиціях, надбаннях вітчизняної педагогіки та критично осмисленому досвіді зарубіжжя.
В диссертации представлен мировоззренческо-философский анализ феномена формирования педагогического мастерства в системе профессиональной подготовки учителя, изложены теоретикометодологические основы исследования системы профессиональной подготовки современного педагога, определено содержание, место и роль педагогического мастерства в системе профессиональной подготовки учителя. В диссертационном исследовании рассмотрено формирование педагогического мастерства средствами учебно-воспитательного процесса, очертана роль педагогической практики в системе формирования педагогического мастерства современного учителя. В работе сделана попытка раскрытия феномена профессионализма как воплощения современного состояния системы профессиональной подготовки педагога в Украине. Осмысливаются вопросы комплексности и компаративизма процесса формирования системы профессиональной подготовки учителя как проблемы межсубъектного дуализма. Исследуется ценностная вариативность механизмов оптимизации формирования педагогического мастерства в мировоззренческометодологическом аспекте. C мировоззренческо-философской позиции анализируется взаимосвязь и взаимозависимость качества профессиональной подготовки педагога и уровня педагогического мастерства. Раскрывается значимость праксеологических основ системы формирования педагогического мастерства современного учителя, ценностный экстраполятивизм педагогической практики в системе профессионального становления. В ходе рассмотрения феномена педагогического мастерства в историко-философском аспекте, предложена, с учетом достижений современной науки современная трактовка понятия „педагогическое мастерство”. Представлено усовершенствованную, с учетом требований сегодняшнего дня и философского осмысления, модель педагогического мастерства. Разработана модель мировоззренческой позиции современного педагога, предложено механизм оптимизации формирования педагогического мастерства учителя. В диссертационном исследовании доказывается, что создание и развитие качественной национальной системы образования и формирование высококвалифицированных педагогов, владеющих искусством преподавания и обладающих высоким уровнем педагогического мастерства, зависит не только от внутренних факторов функционирования и развития образования, но и от взаимодействия и поддержки соответствующих государственных, социальных, политических институтов, интеллектуальных ресурсов и т.д. Философское осмысление современного состояния педагогического мастерства приводит к осознанию необходимости усовершенствования и расширения спектра общепринятых компонентов, составляющих основу развития профессионального мастерства учителя. Педагогическое мастерство есть понятие изменяющееся, напрямую зависящее от существующей структуры профессиональной подготовки педагога, которая ныне осуществляется в условиях трансформации украинской образовательной системы в контексте европейской интеграции. Это, в свою очередь, обуславливает потребность и возможность осознания феномена педагогического мастерства в контексте образовательных инноваций, парадигм и принципов развития системы подготовки современного учителя. Подчеркнуто, что базой для новой модели украинского педагогического образования должны стать украинские национальные культурно-исторические традиции, теоретические достижения национальной педагогики, педагогический опыт предыдущих поколений. В тоже время, необходимостью выступает подключение к процессу обучения и воспитания инновационных достижений современной науки, культуры, социальной практики и критически осмысленный прогрессивный опыт образовательных систем зарубежных стран. В диссертации обосновывается, что процесс трансформации украинского общества и образовательной системы, как одного из базисов высокоразвитого государства, крайне актуализирует проблемы формирования педагогического мастерства в системе профессиональной подготовки учителя, от качества решения которой зависит будущее украинской нации.
The thesis contains the world outlook and philosophical analysis of the phenomenon of the forming of the pedagogical creativity in the professional teacher’s training system. This work reviews the theoretical and methodological ways of the investigation of the professional training’s system of a modern teacher. It was determined the matter, place and role of the pedagogical creativity by the methods of teachings and educational process, the role of teaching practice in the system of forming of the pedagogical creativity of a modern teacher. The work proposes the improved model of the pedagogical creativity with the account of today’s needs and philosophical understanding. It was worked out the model of world outlook position of a modern teacher and offered the mechanism of the optimization of the pedagogical creativity.