Дисертація присвячена проблемі формування гуманістичних цінностей у студентів аграрних вищих навчальних закладів у поза аудиторній діяльності. На основі аналізу філософської, психолого-педагогічної літератури обґрунтовано сутність та структуру гуманістичних цінностей; визначено критерії, показники та рівні сформованості гуманістичних цінностей у студентів аграрних вищих навчальних закладів. Обґрунтовано й апробовано педагогічні умови, що забезпечують ефективність процесу формування гуманістичних цінностей у студентів у позааудиторній діяльності. Розроблено методичні рекомендації щодо здійснення виховної роботи наставниками академічних груп у позааудиторній діяльності.
Диссертация посвящена актуальной проблеме формирования гуманистических ценностей студентов аграрных высших учебных заведений во внеаудиторной деятельности. Осуществлен системный анализ концепцій формирования гуманистических ценностей личности на различных етапах развития зарубежной и отечественной педагогической мысли. На основании анализа философской, психолого-педагогической литературы в работе раскрыто сущность понятий «гуманистические ценности», «процесс формирования гуманистических ценностей». Под гуманистическими ценностями мы понимаем ценности, которые реализуются в деятельности и общении личности ради других. Процесс формирования гуманистических ценностей рассматривается нами как научно обоснованная система организации и стимулирования активной деятельности студентов, которая базируется на педагогических условиях, обеспечивающих развитие всех компонентов гуманистических ценностей. Компонентно-структурный анализ моральной деятельности личности позволил выделить такие структурне компоненты гуманистических ценностей: когнитивный, эмоциональномотивационный, поведенческий. Когнитивный компонент характеризуется представлениями и суждениями личности о гуманистических ценностях, знаниями норм гуманного поведения во взаимоотношениях с другими, с природой. Эмоционально-мотивационный компонент включает гуманне чувства, эмоции, способность сочувствовать, мотивы и цели, которые легли в основу действий и поступков человека. Поведенческий компонент определяется умением сочувствовать, гуманными поступками, готовностью делать гуманный выбор в условиях жизнедеятельности, ценностным отношением к себе, к другим, к природе. Данные компоненты легли в основу разработанных критериев сформированности гуманистических цінностей личности. Учитывая особенности профессиональной деятельности специалиста агропромышленного сектора, мы определили ценности, которые являються определяющими для агрария как человека и профессионала – добро, ответственность и долг. В диссертации обоснованы педагогические условия, которые обеспечивают эффективность процесса формирования гуманистических ценностей: принятие во внимание специфики будущей профессиональной деятельности студентов аграрных высших учебных заведений в ходе организации воспитательного процесса; целенаправленная підготовка преподавателей – наставников академических групп к организации внеаудиторной воспитательной деятельности по формированию гуманистических ценностей; использование в воспитательном процес се интерактивных технологий, формы методов воспитания; организационно- методическое обеспечение воспитательного процесса. Разработаны критерии сформированности гуманистических ценностей у студентов: когнитивный (наличие знаний о природе гуманистических ценностей, их полнота, устойчивость, осознание гуманистических принципов профессиональной деятельности); эмоционально-мотивационный (устойчивость, глубина и сила эмоциональных переживаний, позитивное отношение к моральным нормам общества, будущей профессии, гуманистическая направленность действий и поступков); поведенческий (устойчивость и активность гуманного поведения, приоритет гуманистических ценностей в поступках, профессиональной деятельности, умение анализировать свое поведение и поведение других людей, активно-позитивное отношение к себе, к другим, к природе). На основании вышеуказанных критериев определены урони сформированности гуманистических ценностей у студентов: высокий, средний, достаточный, низкий. По материалам исследования разработаны методические рекомендации по формированию гуманистических ценностей студентов в помощь преподавателям-практикам вузов. Экспериментальное исследование позволило сделать вывод о том, что эффективность предложенных педагогических условий формирования гуманистических ценностей у студентов аграрных высших учебных заведений во внеаудиторной деятельности обоснована и подтверждена с помощью методов математической статистики. Внедрение педагогических условий формирования гуманистических ценностей у студентов позволило получить положительную динамику роста количества студентов экспериментальных групп с высоким уровнем сформированности гуманистических ценностей.
The thesis concerns the problems dealing with developing of humanistic values of students of agrarian establishments of higher education in extracurricular activity. The essence and structure of defined motion, criteria, indexes and levels of humanistic values development of students of agrarian establishments of higher education are grounded on the basis of philosophic, psychological and pedagogical literature. Pedagogical conditions which provide of effective process of formation of humanistic values of students in extracurricular activity are determined and grounded. The methodological recommendations for the tutor of the academic groups about realization of educational activity in extracurricular activity were elaborated.