У дисертаційному дослідженні висвітлено сутність та значення виховання толерантності підлітків у контексті сучасних проблем педагогіки; охарактеризовано концептуальні основи педагогіки толерантності; визначено структуру толерантності у молодших підлітків. Експериментально вивчено особливості усвідомлення молодшими підлітками змісту поняття толерантності та його значення в особистісному та суспільному житті; визначено критерії, показники та рівні (високий, середній, низький) сформованості толерантності у молодших підлітків; обґрунтовано та апробовано модель виховання толерантності молодших підлітків, що включає мету, завдання, зміст, принципи, форми, засоби, методи, педагогічні умови; сформульовано методичні рекомендації вчителям з виховання толерантності засобами історії як на уроках, так і в позаурочній діяльності.
Диссертация посвящена вопросам воспитания толерантности младших подростков на уроках истории и во внеурочной деятельности в общеобразовательных школах. В работе обосновано, что воспитание толерантности младших подростков позволяет решить ряд важнейших педагогических задач, в частности – формирования гуманистического мировоззрения, социализации личности, развития жизненных компетентностей, межкультурных коммуникаций, становления сознательной гражданской позиции. В результате проведенного теоретического анализа научной литературы уточнено, что толерантность в качестве общечеловеческой ценности проявляется в способности личности без неприязни и агрессии воспринимать отличия национальных особенностей, суждений, способа жизни, характера поведения, внешности и тому подобных особенностей других людей и строить с ними отношения, основанные на принятии, доверии, компромиссе, содружестве, сопереживании, психологическом комфорте. На основе зарубежного и отечественного опыта воспитания толерантности обоснована роль школьного курса истории в этом процессе. Раскрыто содержание толерантности, которое проявляется во взаимодействии трех составляющих: когнитивной (осознание и принятие исторических, культурных, религиозных различий разных народов, возрастных, гендерных, социальных отличий представителей разных групп), аксиологической (наличие определенных ценностных установок, социальной ответственности, взаимоуважающих отношений, отсутствие предвзятости, агрессии, стереотипов), поведенческой (умение взаимодействовать с представителями разных народностей, культур, социальных групп, проявляя эмпатию, терпение, критичность мышления, ответственность, самостоятельность). В результате эмпирического исследования выявлено, что сформированность толерантности как интегрального качества личности в младшем подростковом возрасте может быть охарактеризована наличием таких критериев, как осознание ценности толерантного отношения к окружающим, терпимость, коммуникативность, чуткость, уважение других, ответственность, социальная активность, самостоятельность, критичность мышления и представлена тремя уровнями: высоким, средним, низким. Высокий уровень характеризуется глубокими знаниями учащихся о сути толерантности, признанием и навыками позитивного взаимодействия с представителями разных культур и социальных слоёв, умением сопереживать другим, готовностью проявлять инициативу, бережливым отношением к миру в целом; средний уровень отображает признание подростками многомерности мира, возможности выбора альтернатив поведения в разных жизненных ситуациях, доброжелательность и готовность прийти на помощь другим и, одновременно, низкую инициативу, а также слабое осознание сути и ценности толерантности; низкий уровень свидетельствует о том, что подростки не понимают смысла и значения толерантности, проявляют равнодушие, нежелание конструктивно общаться, неуважение к оппонентам, эгоистичность, слабую активность в общественной жизни, они часто нетерпимы к иной точке зрения, некритичны, агрессивны. Выявлено, что осознание младшими подростками содержания и значения толерантности, ее ценности, а также их готовность толерантно взаимодействовать характеризуются преобладанием среднего уровня. При этом проявления интолерантности (агрессии, конфликтности) наблюдаются преимущественно у подростков с низким уровнем понимания содержания и необходимости этого качества личности. С учетом теоретического анализа и результатов исследования была разработана и апробирована модель воспитания толерантности учеников 5-7-х классов в процессе обучения истории на уроках и во внеурочной деятельности, включающая цель, задачи, содержание, принципы, условия, средства и методы. Базовой основой модели стали педагогические условия воспитания толерантности у младших подростков: 1) актуализация мотивационной готовности субъектов процесса воспитания к организации толерантного образовательного пространства (толерантность – ценность); 2) ориентация содержания программ и учебного курса истории на расширение знаний по проблеме толерантности; 3) организационнометодическая подготовка учителей истории с целью овладения технологиями воспитания толерантности в учащихся; 4) внедрение в воспитательную работу с учениками личностно-ориентированных методов и интерактивных технологий формирования толерантности. Доказано, что толерантность как личностную черту и ценностную установку можно воспитывать путем целенаправленных влияний с использованием исторического материала. Разработаны методические рекомендации для учителей истории по воспитанию толерантности, как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности.
In the dissertation research essence and value of education of tolerance of teenagers is reflected in the context of modern problems of pedagogic; conceptual bases of pedagogic of tolerance are described; certainly structure of tolerance of junior teenagers are determined. In the process experimentally of research the author for the first time studied the features of awareness of maintenance of concept of tolerance for young and its value for junior teenagers in personal and public life; descriptions of levels (high, middle, low) of formed tolerance of junior teenagers are described; the model of education of tolerance of teenagers is theoretically grounded, developed and approved; methodical recommendations for teachers are given for education of tolerance by facilities of history both on lessons and in extracurricular activity.