У дисертаційному дослідженні розглянуті питання теоретичного обґрунтування і практичної реалізації культурно-історичної компоненти змісту природничо-наукової освіти. Подано теоретичне узагальнення й нове розв’язання наукової проблеми визначення та дидактичної реалізації культурно-іс-торичної компоненти змісту природничо-наукової освіти у загальноосвітній школі на сучасному етапі її розвитку. Теоретично обґрунтовано й експериментально доведено необхідність використання знань культурно-історичної спрямованості при вивченні природничих дисциплін як необхідного фактору формування наукового світогляду і загальної культури учнів. Встановлено основні структурні елементи культурно-історичної складової природничих наук в освіті та у змісті навчання, їх значення, роль і місце в дидактичній системі. Визначено основні підходи, концептуальні засади і на їх основі побудовано і запроваджено у навчальний процес дидактичну модель реалізації культурноісторичної компоненти змісту природничо-наукової освіти у загальноосвітній школі. Доведено необхідність оновлення принципу історизму у викладанні дисциплін освітньої галузі «Природознавство» в умовах сучасного навчальновиховного процесу. Встановлено і експериментально перевірено дидактичну систему практичної реалізації культурно-історичної складової змісту природничо-наукової освіти.
В диссертации рассмотрены вопросы теоретического обоснования и практической реализации культурно-исторической компоненты содержания естественнонаучного образования. Представлено теоретическое обобщение и новое решение научной проблемы определения и дидактической реализации культурно-исторической компоненты содержания естественнонаучного образования в общеобразовательной школе на современном этапе ее развития. Теоретически обоснована и экспериментально доказана необходимость использования знаний культурно-исторической направленности при изучении естественных дисциплин как необходимого фактора формирования научного мировоззрения и общей культуры учащихся. Проанализировано и выяснено положение теоретической разработки проблемы исследования в научно-методической литературе и ее реальное состояние в практике обучения физике, астрономии, химии, биологии, географии в общеобразовательной школе. Аргументирована необходимость использования естественнонаучных знаний культурно-исторической направленности как одного из главных факторов формирования культурнонаучного мировоззрения учащихся. Обоснованы основные концепции внедрения естественнонаучных знаний культурно-исторической направленности в процесс обучения. Методологической основой использования учебного материала культурноисторической направленности являются концептуальные положения культурноисторической теории познания и культурно-исторической теории мышления. Определенные основные подходы и концептуальный базис стали основой построения и внедрения в учебный процесс дидактической модели реализации культурно-исторической компоненты содержания дисциплин естественнонаучного цикла. Методологическая роль культурно-исторических концепций лежит в теоретическом и дидактическом развитии и обновлении принципа историзма в преподавании естественнонаучных в условиях современного учебно-воспитательного процесса. С точки зрения развития современной дидактики и в контексте гуманистической и культурологической образовательных парадигм обновленный принцип историзма конкретизируется как культурноисторический принцип. Установлены основные структурные элементы культурно-исторической составляющей естественных наук, их значение, роль и место в содержании естественнонаучного образования в общеобразовательной школе. Проанализированы методические особенности формирования культурноисторической образовательной среды в условиях учебного кабинета и общеобразовательного учебного заведения, которые создаются учителем, школой и культурологической природой уроков физики, астрономии, химии, биологии, географии разных типов. Компоненты, создающие культурноисторическую образовательную среду (знания о культуре человечества и общества, культурологические знания, научные знания, естественнонаучные знания, естественнонаучные культурологические знания, естественнонаучные знания культурно-исторической направленности, информационная и поисковая культура), образуют единство и целостность культурно-исторического и научного знания на всех этапах обучения естественнонаучным предметам в школе. Установлены, методы, формы и способы практической реализации культурно-исторической составляющей содержания естественнонаучного образования: включение культурно-исторического материала в учебники и учебные пособия, как в виде исторических справок, так и в виде нарратива; уроки разных типов; использование элементов музейной педагогики и экскурсионного метода в процессе формирования естественнонаучных знаний учащихся; технологии составления и использования виртуальных диалогов известных ученых, инженеров, путешественников; восстановление и использование культурно-исторических аналогов материальной и духовной культуры; использование знаний культурно-исторической направленности при обучении учащихся решать и составлять задачи, выполнять лабораторные работы. Все перечисленные элементы сложили дидактическую систему практической реализации культурно-исторической компоненты естественнонаучного образования в школе. Определены образовательные функции естественнонаучного образования, которые раскрывают практический и учебно-воспитательный потенциал культурно-исторической компоненты содержания естественнонаучного образования в процессе передачи социального, научного и культурного опыта человечества от поколения к поколению. Образовательные функции и гуманистический потенциал проявляются в методологической, познавательной, культурологической, развивающей (культуротворческой), воспитательной (моральной, духовной, аксиологической) и экокультурной функциях обучения. Через раскрытие образовательных функций реализации культурно-исторической компоненты осуществляются взаимосвязи естественнонаучного образования с наследием национальной, европейской и мировой культуры. Таким образом, содержание естественнонаучного образования в общеобразовательной школе обогащается культурно-историческими, национальными, этническими компонентами, чем раскрывается его культурный потенциал, что было подтверждено организованным и проведенным дидактическим экспериментом.
There are questions of theoretical basis and practical implementation of culturalhistorical components of the maintenance of nature-science education in the dissertational research. There is a theoretical generalization and a new solution of scientific problems of definition and implementation of the didactic realization the cultural-historical component of the maintenance of nature-science at secondary schools at the present stage of its development. The need of using natural-sciences knowledge’s of cultural-historical orientation at the studying as a necessary factor of formation of the scientific outlook and the general culture of students are theoretically substantiated and experimentally demonstrated. The basic structural elements of the cultural-historical component of nature-science education and learning maintenance, their meaning, role and place in a didactic system are installed. The main approaches based on them are built and implemented in the educational-didactic model of the complex process of cultural-historical components of the maintenance of the natural-science education in the Secondary School. The need to update the principle of historicism in teaching the educational field “Nature science” in the modern educational process is proved. The forms and means of implementation of cultural-historical component of the maintenance of nature-science education are established and experimentally verified.