ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Литвиненко, Світлана Анатоліївна![]() |
|
dc.date.accessioned | 2022-01-26T14:32:16Z | |
dc.date.available | 2022-01-26T14:32:16Z | |
dc.date.issued | 2005 | |
dc.identifier.citation | Литвиненко, Світлана Анатоліївна. Теоретико-методичні засади підготовки майбутніх учителів початкових класів до соціально-педагогічної діяльності : автореферат дис. ... докт. пед. наук : 13.00.04 - теорія і методика професійної освіти / Литвиненко Світлана Анатоліївна ; [наук. консультант Бех Іван Дмитрович] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2005. - 40 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/36365 | |
dc.description.abstract | У дисертаційній роботі досліджувалася проблема підготовки майбутніх учителів початкових класів до соціально-педагогічної діяльності. Систематизовано і узагальнено сучасні наукові підходи до професійно-педагогічної і соціально-педагогічної діяльності; обгрунтовано теоретико-методологічні і методичні основи підготовки майбутніх учителів початкових класів; розроблено структурно-процесуальну модель підготовки студентів до соціально-педагогічної діяльності і методику діагностики готовності майбутніх учителів початкових класів до соціально-педагогічної діяльності; визначено педагогічні умови ефективного формування готовності студентів до соціально-педагогічної діяльності; розроблено професіографічний моніторинг; упроваджено інтерактивні методи і форми навчання в хід професійно-педагогічної підготовки. Одержані у процесі експериментального навчання позитивні результати апробації структурно-процесуальної моделі підготовки майбутніх учителів початкових класів до соціально-педагогічної діяльності засвідчили її ефективність. Результати дослідження було впроваджено в навчально-виховний процес педагогічних ВНЗ і інститутів післядипломної педагогічної освіти, у практику роботи початкової школи. | ua |
dc.description.abstract | Диссертация посвящена проблеме подготовки студентов к социально-педагогической деятельности, которая выступила составляющей и приоритетным направлением целостного процесса подготовки будущих учителей начальных классов. Изучено, систематизировано и проанализировано современное состояние разработки проблемы в педагогической науке и образовательной практике. В диссертационной работе представлен новый концептуально-методический подход к проблеме подготовки будущих учителей начальных классов; научно обоснована и экспериментально апробирована структурно-процесуальная модель подготовки студентов к социально-педагогической деятельности. Реализация системно-целостного, личностно-деятельностного, антропологического, интегративного, культурологического, контекстного подходов в педагогическом образовании позволила определить возможности разных дисциплин, форм, методов обучения в решении задач подготовки студентов к социально-педагогической деятельности. В исследовании раскрываются теоретические, содержательные и организационно-дидактические основы построения структурно-процесуальной модели подготовки студентов к социально-педагогической деятельности, включающей четыре последовательных этапа (адаптационно-ознакомительный, формирующий, рефлексивно-творческий); определены педагогические условия эффективного формирования готовности будущих учителей начальных классов к социально-педагогической деятельности; построен профессиографический мониторинг. В процессе исследования определена готовность будущих учителей начальных классов к социально-педагогической деяльности, которая рассматривается как результат профессионально-педагогической подготовки, интегральное многоуровневое динамическое образование, структура которого включает мотивационный, содержательный, деятельностный, креативный компоненты. Были выделены критерии и показатели готовности студентов к социально-педагогической деятельности. Мотивационно-ценностный с показателями: сформированность профессионально-педагогической мотивации, мотивационно-ценностное отношение к социально-педагогической деятельности, ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми; содержательный с показателями: сформированность теоретико-методологических, методических, прикладных знаний; деятельностный с показателями: сформированность аналитико-диагностических, прогностических, конструктивно-организационных, комуникативных, рефлексивных умений, овладение технологиями реализации функций социально-педагогической деятельности; креативный с показателями: оригинальность решениия социально-педагогических задач, социальная креативность, уровень творческого потенциала, способность к саморазвитию. По результатам диагностики с помощью специально подобранных методик и выполнения студентами серии заданий были определены общие уровни сформированности готовности студентов к социально-педагогической деятельности: оптимальный, достаточный, первичный, элементарный. Полученные в процессе экспериментального исследования положительные результаты апробации структурно-процессуальной модели подготовки студентов к социально-педагогической деятельности подверждают ее ефективность. Диссертационным исследованием определены пути дальнейшей научной разработки содержания, организационно-педагогических основ и технолоний подготовки и переподготовки педагогов в области социально-педагогического образования. | ua |
dc.description.abstract | The Thesis is dedicated to problem of students preparation to social-pedagogical activity, which has emerged forming and priority direction of the holistic process of preparing the future teachers of the initial classes. New conceptual-methodical approach is presented in principal problem of preparing the future teachers of the initial classes; scientifically motivated and approved structured-processual model of preparation students to social-pedagogical activity. Readiness of the future teachers of the initial classes is determined in process of the investigation to social-pedagogical activity. Received in process of the experimental education positive results to approbations of structured-processual model of preparing the future teachers of the initial classes to social-pedagogical activity have confirmed its efficiency. The results of the investigation were introduced in educational process of the pedagogical high schools and institutes of post-education pedagogical formation, to practical working the initial school. | ua |
dc.language.iso | uk_UA | ua |
dc.publisher | Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова | ua |
dc.subject | соціально-педагогічна діяльність | ua |
dc.subject | готовність до соціально-педагогічної діяльності | ua |
dc.subject | соціалізація | ua |
dc.subject | дезадаптація | ua |
dc.subject | дитинство | ua |
dc.subject | соціально-педагогічні технології | ua |
dc.subject | професіографічний моніторинг | ua |
dc.subject | інтерактивні форми і методи навчання | ua |
dc.subject | социально-педагогическая деятельность | ua |
dc.subject | готовность к социально-педагогической деятельности | ua |
dc.subject | социализация | ua |
dc.subject | дезадаптация | ua |
dc.subject | детство | ua |
dc.subject | социально-педагогические технологии | ua |
dc.subject | профессиографический мониторинг | ua |
dc.subject | интерактивные формы и методы обучения | ua |
dc.subject | social-pedagogical activity | ua |
dc.subject | readiness to social-pedagogical activity | ua |
dc.subject | socialization | ua |
dc.subject | dezadaptation | ua |
dc.subject | the childhood | ua |
dc.subject | social-pedagogical technologies | ua |
dc.subject | professiografic monitoring | ua |
dc.subject | interactive form and methods of education | ua |
dc.title | Теоретико-методичні засади підготовки майбутніх учителів початкових класів до соціально-педагогічної діяльності | ua |
dc.title.alternative | Теоретико-методические основы подготовки будущих учителей начальных классов к социально-педагогической деятельности | ua |
dc.title.alternative | The Theorist-methodical bases of preparing the future teachers of the initial classes to social-pedagogical activity | ua |
dc.type | Abstract | ua |