У дисертаційній роботі досліджувалася проблема підготовки майбутніх учителів початкових класів до соціально-педагогічної діяльності. Систематизовано і узагальнено сучасні наукові підходи до професійно-педагогічної і соціально-педагогічної діяльності; обгрунтовано теоретико-методологічні і методичні основи підготовки майбутніх учителів початкових класів; розроблено структурно-процесуальну модель підготовки студентів до соціально-педагогічної діяльності і методику діагностики готовності майбутніх учителів початкових класів до соціально-педагогічної діяльності; визначено педагогічні умови ефективного формування готовності студентів до соціально-педагогічної діяльності; розроблено професіографічний моніторинг; упроваджено інтерактивні методи і форми навчання в хід професійно-педагогічної підготовки. Одержані у процесі експериментального навчання позитивні результати апробації структурно-процесуальної моделі підготовки майбутніх учителів початкових класів до соціально-педагогічної діяльності засвідчили її ефективність. Результати дослідження було впроваджено в навчально-виховний процес педагогічних ВНЗ і інститутів післядипломної педагогічної освіти, у практику роботи початкової школи.
Диссертация посвящена проблеме подготовки студентов к социально-педагогической деятельности, которая выступила составляющей и приоритетным направлением целостного процесса подготовки будущих учителей начальных классов. Изучено, систематизировано и проанализировано современное состояние разработки проблемы в педагогической науке и образовательной практике. В диссертационной работе представлен новый концептуально-методический подход к проблеме подготовки будущих учителей начальных классов; научно обоснована и экспериментально апробирована структурно-процесуальная модель подготовки студентов к социально-педагогической деятельности. Реализация системно-целостного, личностно-деятельностного, антропологического, интегративного, культурологического, контекстного подходов в педагогическом образовании позволила определить возможности разных дисциплин, форм, методов обучения в решении задач подготовки студентов к социально-педагогической деятельности. В исследовании раскрываются теоретические, содержательные и организационно-дидактические основы построения структурно-процесуальной модели подготовки студентов к социально-педагогической деятельности, включающей четыре последовательных этапа (адаптационно-ознакомительный, формирующий, рефлексивно-творческий); определены педагогические условия эффективного формирования готовности будущих учителей начальных классов к социально-педагогической деятельности; построен профессиографический мониторинг. В процессе исследования определена готовность будущих учителей начальных классов к социально-педагогической деяльности, которая рассматривается как результат профессионально-педагогической подготовки, интегральное многоуровневое динамическое образование, структура которого включает мотивационный, содержательный, деятельностный, креативный компоненты. Были выделены критерии и показатели готовности студентов к социально-педагогической деятельности. Мотивационно-ценностный с показателями: сформированность профессионально-педагогической мотивации, мотивационно-ценностное отношение к социально-педагогической деятельности, ориентация на личностную модель взаимодействия с детьми; содержательный с показателями: сформированность теоретико-методологических, методических, прикладных знаний; деятельностный с показателями: сформированность аналитико-диагностических, прогностических, конструктивно-организационных, комуникативных, рефлексивных умений, овладение технологиями реализации функций социально-педагогической деятельности; креативный с показателями: оригинальность решениия социально-педагогических задач, социальная креативность, уровень творческого потенциала, способность к саморазвитию. По результатам диагностики с помощью специально подобранных методик и выполнения студентами серии заданий были определены общие уровни сформированности готовности студентов к социально-педагогической деятельности: оптимальный, достаточный, первичный, элементарный. Полученные в процессе экспериментального исследования положительные результаты апробации структурно-процессуальной модели подготовки студентов к социально-педагогической деятельности подверждают ее ефективность. Диссертационным исследованием определены пути дальнейшей научной разработки содержания, организационно-педагогических основ и технолоний подготовки и переподготовки педагогов в области социально-педагогического образования.
The Thesis is dedicated to problem of students preparation to social-pedagogical activity, which has emerged forming and priority direction of the holistic process of preparing the future teachers of the initial classes. New conceptual-methodical approach is presented in principal problem of preparing the future teachers of the initial classes; scientifically motivated and approved structured-processual model of preparation students to social-pedagogical activity. Readiness of the future teachers of the initial classes is determined in process of the investigation to social-pedagogical activity. Received in process of the experimental education positive results to approbations of structured-processual model of preparing the future teachers of the initial classes to social-pedagogical activity have confirmed its efficiency. The results of the investigation were introduced in educational process of the pedagogical high schools and institutes of post-education pedagogical formation, to practical working the initial school.