Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Теоретико-методичні засади аналізу художнього твору в шкільному курсі літератури

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Ситченко, Анатолій Люціанович
dc.date.accessioned 2022-01-24T09:33:38Z
dc.date.available 2022-01-24T09:33:38Z
dc.date.issued 2005
dc.identifier.citation Ситченко, Анатолій Люціанович. Теоретико-методичні засади аналізу художнього твору в шкільному курсі літератури : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 - теорія і методика навчання (українська література) / Ситченко Анатолій Люціанович ; [наук. консультант Волошина Ніла Йосипівна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2005. - 40 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/36300
dc.description.abstract Дисертація є теоретико-експериментальним дослідженням науковометодичних засад аналізу художнього твору в шкільному курсі української літератури. Здійснено історико-логічний огляд розв’язання проблеми вивчення художнього твору в літературознавстві й методиці викладання, висвітлено філософські засади осягнення мистецтва слова, розкрито психолого-педагогічні передумови ефективного навчання літературного аналізу, узагальнено інноваційні системи навчання, перспективні й у просторі літературної освіти. Запропоновано теоретико-методичну модель формування в учнів основної і старшої школи умінь самостійно аналізувати художні твори, подано навчальні проекти формувального (експериментального) аналізу в 5-11 класах. Змодельована методична система неперервного навчання школярів з метою спеціального вироблення в них умінь аналізувати художні твори різного літературного роду (прозових, драматичних і ліричних) і виду (байки, балади, поеми) довела свою ефективність. ua
dc.description.abstract Диссертация является теоретико-экспериментальным исследованием научно-методических основ анализа художественного произведения в школьном курсе украинской литературы. Актуальность работы определяется задачами оптимального совершенствования школьного литературного образования в условиях рыночной экономики и вхождения украинской системы образования в общеевропейское пространство в контексте Болонского процесса. Основной целью исследования есть определение методологической основы анализа художественного произведения, создание учебно-технологической концепции литературного анализа и теоретикометодической модели формирования у читателей-школьников аналитических умений, проверка ее эффективности на практике. В качестве научного предположения выдвинута идея личностно ориентированного обучения системного характера, актуализирующая процессуальный аспект деятельности учащихся, в результате чего они сознательно воспринимают знания и способы их приобретения. Перед учащимися раскрывается логика и средства выполнения литературных задач, решение которых имеет весомое личностное влияние. По мере усложнения литературных задач в специально организованном педагогическом процессе происходит накопление читательского опыта, „наращивание” новых знаний и умений, а обучение приобретает непрерывный характер. Выдвинутая научная гипотеза нашла в исследовании надлежащее теоретическое обоснование. Осуществлен историко-логический обзор решения проблемы изучения художественного произведения в литературоведении и методике преподавания, освещены философские основы постижения искусства слова, раскрыты психолого-педагогические предпосылки эффективного обучения литературному анализу, обобщены инновационные системы обучения, перспективные в деле литературного образования. Впервые исследованы специфические связи философских, литературоведческих, психолого-педагогических, методических концептуальных идей и теорий постижения искусства слова и управляемого развивающего обучения, что позволяет оптимизировать познавательный процесс на уроках литературы, сделать его более технологичным и эффективным. В исследовании учтен начальный уровень сформированности у подростков и старшеклассников читательских умений; во время проведения констатирующего эксперимента накоплен опыт диагностики учебных достижений школьников. На основе рассмотрения общеучебных и специфических принципов литературного анализа и путей его проведения в школе определены дидактические принципы целенаправленного развития у подростков, а также юношей и девушек литературных знаний и читательских умений, разработана структура типов аналитико-синтетической деятельности учеников над произведением. Как результат исследования, предлагается теоретикометодическая модель формирования у школьников умений самостоятельно анализировать художественные произведения. Ее составными являются определенные автором концептуальные идеи формирующего обучения, классификация умений анализировать художественное произведение, их структура, усложняющаяся в каждом классе с учетом требований, которые выдвигаются к детям определенного возраста, а также типология учебных заданий, направленных на систематическое развитие у учащихся заданных умений; охарактеризованы этапы и оптимальные условия этой работы. На основе теоретико-методической модели формирования у школьников умений анализа литературного произведения разработаны учебные проекты формирующего (экспериментального) обучения в 5-11 классах. Смоделирована методическая система технологизированного непрерывного обучения в основной и старшей школе с целью специального развития у подростков и старшеклассников умений анализировать художественные произведения разного литературного рода (прозаических, драматических и лирических) и вида (басни, баллады, поэмы). Определены уровни и критерии сформированности у школьников умений анализировать художественное произведение, постигать его личностное значение. Предложенная в исследовании теоретически обоснованная экспериментальная модель обучения школьников литературному анализу доказала в практической деятельности учителей свою эффективность, засвидетельствовала достоверность результатов проведенной научной работы. Утверждается целесообразность внедрения предлагаемой технологии обучения на уроках украинской литературы. Результаты исследования могут быть использованы в лекционнопрактической работе со студентами по методике преподавания литературы, а также в процессе последипломного образования учителей. Они помогут при составлении новых учебников и методических пособий, в деле углубленного изучения литературы в школе. ua
dc.description.abstract The dissertation is theoretical experimental research of theory mid methods of analysis of literary text in the course of Ukrainian literature at the secondary school. The historical and logical review of solving the problem of studying a literary work in Studies of Literature and Methods of Teaching has been made, philosophical aspects of comprehension of the art of the word have been highlighted, psychological and pedagogical conditions of effective of teaching literary analysis have been revealed, the innovating systems of teaching which are also perspective in the field of literary education have been generalized. The theoretical and methodical model of pupils’ abilities to analyze literary works individually has been offered, the teaching projects of experimental analysis for the 5th — 11th grades have been given. The modeled methodical system of teaching pupils for forming the skills to analyze literary works of different genres (prose, poetry and drama) and kinds (fables, ballads, poems) proved to be effective. ua
dc.language.iso uk_UA ua
dc.publisher Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject особистісний підхід ua
dc.subject типи і структура літературного аналізу ua
dc.subject технології навчання ua
dc.subject теоретико-методична і навчальна моделі ua
dc.subject дидактичні принципи аналізу твору ua
dc.subject типи умінь літературного аналізу ua
dc.subject навчальні завдання і алгоритми ua
dc.subject етапи формування вмінь ua
dc.subject рівні і критерії сформованості вмінь ua
dc.subject личностный подход ua
dc.subject типы и структура литературного анализа ua
dc.subject технологии обучения ua
dc.subject теоретико-методическая и учебная модели ua
dc.subject дидактические принципы анализа произведения ua
dc.subject типы умений литературного анализа ua
dc.subject учебные задания и алгоритмы ua
dc.subject этапы формирования умений ua
dc.subject уровни и критерии сформированности умений ua
dc.subject student-centered approach ua
dc.subject types and structure analysis of literary text ua
dc.subject teaching technology ua
dc.subject theoretical teaching model ua
dc.subject didactic principles of interpretation of literary text ua
dc.subject assignment and algorithm ua
dc.subject stages of developing skills ua
dc.subject evaluation of skills ua
dc.title Теоретико-методичні засади аналізу художнього твору в шкільному курсі літератури ua
dc.title.alternative Теоретико-методические основы анализа художественного произведения в школьном курсе литературы ua
dc.title.alternative Theory and Methods of Analysis of Literary Text at the Secondary School Level ua
dc.type Abstract ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу