Дисертація є теоретико-експериментальним дослідженням науковометодичних засад аналізу художнього твору в шкільному курсі української літератури. Здійснено історико-логічний огляд розв’язання проблеми вивчення художнього твору в літературознавстві й методиці викладання, висвітлено філософські засади осягнення мистецтва слова, розкрито психолого-педагогічні передумови ефективного навчання літературного аналізу, узагальнено інноваційні системи навчання, перспективні й у просторі літературної освіти. Запропоновано теоретико-методичну модель формування в учнів основної і старшої школи умінь самостійно аналізувати художні твори, подано навчальні проекти формувального (експериментального) аналізу в 5-11 класах. Змодельована методична система неперервного навчання школярів з метою спеціального вироблення в них умінь аналізувати художні твори різного літературного роду (прозових, драматичних і ліричних) і виду (байки, балади, поеми) довела свою ефективність.
Диссертация является теоретико-экспериментальным исследованием научно-методических основ анализа художественного произведения в школьном курсе украинской литературы. Актуальность работы определяется задачами оптимального совершенствования школьного литературного образования в условиях рыночной экономики и вхождения украинской системы образования в общеевропейское пространство в контексте Болонского процесса. Основной целью исследования есть определение методологической основы анализа художественного произведения, создание учебно-технологической концепции литературного анализа и теоретикометодической модели формирования у читателей-школьников аналитических умений, проверка ее эффективности на практике. В качестве научного предположения выдвинута идея личностно ориентированного обучения системного характера, актуализирующая процессуальный аспект деятельности учащихся, в результате чего они сознательно воспринимают знания и способы их приобретения. Перед учащимися раскрывается логика и средства выполнения литературных задач, решение которых имеет весомое личностное влияние. По мере усложнения литературных задач в специально организованном педагогическом процессе происходит накопление читательского опыта, „наращивание” новых знаний и умений, а обучение приобретает непрерывный характер. Выдвинутая научная гипотеза нашла в исследовании надлежащее теоретическое обоснование. Осуществлен историко-логический обзор решения проблемы изучения художественного произведения в литературоведении и методике преподавания, освещены философские основы постижения искусства слова, раскрыты психолого-педагогические предпосылки эффективного обучения литературному анализу, обобщены инновационные системы обучения, перспективные в деле литературного образования. Впервые исследованы специфические связи философских, литературоведческих, психолого-педагогических, методических концептуальных идей и теорий постижения искусства слова и управляемого развивающего обучения, что позволяет оптимизировать познавательный процесс на уроках литературы, сделать его более технологичным и эффективным. В исследовании учтен начальный уровень сформированности у подростков и старшеклассников читательских умений; во время проведения констатирующего эксперимента накоплен опыт диагностики учебных достижений школьников. На основе рассмотрения общеучебных и специфических принципов литературного анализа и путей его проведения в школе определены дидактические принципы целенаправленного развития у подростков, а также юношей и девушек литературных знаний и читательских умений, разработана структура типов аналитико-синтетической деятельности учеников над произведением. Как результат исследования, предлагается теоретикометодическая модель формирования у школьников умений самостоятельно анализировать художественные произведения. Ее составными являются определенные автором концептуальные идеи формирующего обучения, классификация умений анализировать художественное произведение, их структура, усложняющаяся в каждом классе с учетом требований, которые выдвигаются к детям определенного возраста, а также типология учебных заданий, направленных на систематическое развитие у учащихся заданных умений; охарактеризованы этапы и оптимальные условия этой работы. На основе теоретико-методической модели формирования у школьников умений анализа литературного произведения разработаны учебные проекты формирующего (экспериментального) обучения в 5-11 классах. Смоделирована методическая система технологизированного непрерывного обучения в основной и старшей школе с целью специального развития у подростков и старшеклассников умений анализировать художественные произведения разного литературного рода (прозаических, драматических и лирических) и вида (басни, баллады, поэмы). Определены уровни и критерии сформированности у школьников умений анализировать художественное произведение, постигать его личностное значение. Предложенная в исследовании теоретически обоснованная экспериментальная модель обучения школьников литературному анализу доказала в практической деятельности учителей свою эффективность, засвидетельствовала достоверность результатов проведенной научной работы. Утверждается целесообразность внедрения предлагаемой технологии обучения на уроках украинской литературы. Результаты исследования могут быть использованы в лекционнопрактической работе со студентами по методике преподавания литературы, а также в процессе последипломного образования учителей. Они помогут при составлении новых учебников и методических пособий, в деле углубленного изучения литературы в школе.
The dissertation is theoretical experimental research of theory mid methods of analysis of literary text in the course of Ukrainian literature at the secondary school. The historical and logical review of solving the problem of studying a literary work in Studies of Literature and Methods of Teaching has been made, philosophical aspects of comprehension of the art of the word have been highlighted, psychological and pedagogical conditions of effective of teaching literary analysis have been revealed, the innovating systems of teaching which are also perspective in the field of literary education have been generalized. The theoretical and methodical model of pupils’ abilities to analyze literary works individually has been offered, the teaching projects of experimental analysis for the 5th — 11th grades have been given. The modeled methodical system of teaching pupils for forming the skills to analyze literary works of different genres (prose, poetry and drama) and kinds (fables, ballads, poems) proved to be effective.