Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Підготовка майбутнього соціального педагога до профілактики вживання дітьми психоактивних речовин

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Сидорук, Ірина Ігорівна
dc.date.accessioned 2022-01-17T14:49:22Z
dc.date.available 2022-01-17T14:49:22Z
dc.date.issued 2011
dc.identifier.citation Сидорук, Ірина Ігорівна. Підготовка майбутнього соціального педагога до профілактики вживання дітьми психоактивних речовин : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 - соціальна педагогіка / Сидорук Ірина Ігорівна ; [Наук. керівник Гусак Петро Миколайович] ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2011. - 22 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/36210
dc.description.abstract У дисертаційному дослідженні проаналізовано особливості профілактики вживання дітьми ПАР як основи підготовки соціального педагога до превентивної діяльності; на основі аналізу професійно значущих завдань, функцій, якостей побудовано модель фахівця майбутнього соціального педагога-превентолога; окреслено сутність, структуру, критерії, показники та рівні готовності майбутнього соціального педагога до профілактики вживання дітьми ПАР; обгрунтовано робочий понятійно-категоріальний апарат щодо підготовки фахівця до професійної діяльності; проаналізовано існуючий досвід підготовки майбутніх фахівців до превентивної діяльності в системі вищої освіти України та за кордоном; обгрунтовано систему підготовки майбутніх соціальних педагогів до профілактики вживання дітьми ПАР та відповідні їй соціально-педагогічні умови. ua
dc.description.abstract В диссертационном исследовании проанализированы особенности профилактики употребления детьми ПАВ (профилактика употребления ПАВ будет успешной, если ее содержание будет способствовать разрешению кризиса данного возрастного периода; будет совпадать с его деятельносным содержанием; будет опираться на соотвегствующие данному возрастному периоду новообразования). Очерчено содержание профилактической работы для каждого возрастного периода и ее основные направления (консультирование первичная профилактика и вмешательство вторичная и третичная профилактика). Доказано, что профилактика употребления ПАВ должна предусматривать гармоничное сочетание программ (творческой, трудовой или социальной реализации), форм (тренинггруппы, гештальт-группы, группы арт-терапии, группы транзактного анализа) и методов (мозговой штурм, рассмотрение конкретных случаев, дискуссия, драматизация, ролевое моделирование, традиционная лекция) профилактической работы, а также обеспечивать систематическую общую работы школы и семьи в организации превентивного обучения. Построена модель специалиста будущего социального педагогапревентолога, что включила такие составные: общая характеристика знаний и умений специалиста (профессиональная осведомленность и сформированность базовых компетентностей в сфере профилактики употребления детьми ПАВ); психологичесжие свойства специалиста, необходимые в процессе деятельности; индивидуальные свойства специалиста, что необходимы в социально-профессиональном поведении, связанном с профилактикой употребления детьми ПАВ (мотивационные тенденции в сфере превентивной деятельности, свойства характера, педагогические способности, коммуникативные и организаторские умения, нервно-психическая выносливость); социально-психологические факторы деятельности. Определены компоненты (мотивационно-регулятивный, личностный, когнитивный и деятельносный), критерии (мотивационные тенденции в сфере превентивной деятельности; психологические и индивидуальные свойства специалиста, что необходимы в социально-профессиональном поведении, связанном с профилактикой употребления детьми ПАВ; профессиональная осведомленность в сфере профилактики употребления детьми ПАВ; сформированность базовых компетентностей в сфере профилактики употребления детьми ПАВ), показатели и уровни (оптимальный, или высокий, репродуктивный, или средний, допустимоминимальный, или низкий и недопустимый, или критический) готовности будущего социального педагога к профилактике употребления ПАВ детьми. Обоснован рабочий понятийно-категориальный аппарат относительно подготовки специалиста к профессиональной деятельности; проанализирован существующий опыт подготовки будущих специалистов к превентивной деятельности в системе высшего образования Украины и за границей. Обоснована система подготовки будущего социального педагога к профилактике употребления детьми ПАР, которая предусматривала взаимозависимое сочетание цели, заданий, этапов (диагностический, пропедевтический, практический) и содержания подготовки. Основные составляющие содержания подготовки (система знаний и умений, опыт творческой деятельности, опыт осуществления способов деятельности, опыт эмоционально-ценностного обращения) были сопоставлены с компонентами готовности студента будущего социального педагога к превентивной деятельности. Формы и методы подготовки определялись в соответствии с социально-педагогическими условиями подготовки будущих социальных педагогов к профилактике употребления детьми ПАВ: создание в образовательном учреждении личностно-ориентированной культурнооздоровительной среды; формирование стойкой антинаркотичной установки и культуры здорового образа жизни у студентов будущих социальных педагогов; развитие профессиональной осведомленности на компетентносной основе; целенаправленное привлечение студентов будущих социальных педагогов к активной антинаркотичной деятельности. Результативность обоснованной системы и соответствующих ей социальнопедагогических условий подтвердило выявление статистически значимых показателей высокого уровня сформированности готовности студентов будущих социальных педагогов к профилактике употребления детьми ПАВ. ua
dc.description.abstract In dissertation research the features of prophylaxis of substance abuses by the children are analyzed as bases of preparation of social teacher to preventive activity; on the basis of analysis professionally of meaningful tasks, functions, qualities the model of specialist future social and prevention teacher is built; essence, structure, criteria, indexes and levels of readiness of future social teacher to the prophylaxis of substance abuses by the children is outlined; grounded working notion-category vehicle in relation to preparation of specialist to professional activity; existent experience of preparation of future specialists is analyzed to preventive activity in the system of higher education of Ukraine and abroad; grounded system and proper to her social-pedagogical terms of preparation of future social teachers to the prophylaxis of abuses by the children. ua
dc.language.iso uk_UA ua
dc.publisher Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject підготовка ua
dc.subject готовність до профілактичної діяльності ua
dc.subject соціальний педагог-превентолог ua
dc.subject профілактика вживання психоактивних речовин ua
dc.subject подготовка ua
dc.subject готовность к профилактической деятельности ua
dc.subject социальный педагог-превентолог ua
dc.subject профилактика употребления психоактивных веществ ua
dc.subject preparation ua
dc.subject readiness to prophylactic activity ua
dc.subject social and prevention teacher ua
dc.subject prophylaxis of substance abuses ua
dc.title Підготовка майбутнього соціального педагога до профілактики вживання дітьми психоактивних речовин ua
dc.title.alternative Подготовка будущего социального педагога к профилактике употребления детьми психоактивных веществ ua
dc.title.alternative Training future social teacher to the prophylaxis of substance abuses by the children ua
dc.type Abstract ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу