У дисертаційному дослідженні проаналізовано особливості профілактики вживання дітьми ПАР як основи підготовки соціального педагога до превентивної діяльності; на основі аналізу професійно значущих завдань, функцій, якостей побудовано модель фахівця майбутнього соціального педагога-превентолога; окреслено сутність, структуру, критерії, показники та рівні готовності майбутнього соціального педагога до профілактики вживання дітьми ПАР; обгрунтовано робочий понятійно-категоріальний апарат щодо підготовки фахівця до професійної діяльності; проаналізовано існуючий досвід підготовки майбутніх фахівців до превентивної діяльності в системі вищої освіти України та за кордоном; обгрунтовано систему підготовки майбутніх соціальних педагогів до профілактики вживання дітьми ПАР та відповідні їй соціально-педагогічні умови.
В диссертационном исследовании проанализированы особенности профилактики употребления детьми ПАВ (профилактика употребления ПАВ будет успешной, если ее содержание будет способствовать разрешению кризиса данного возрастного периода; будет совпадать с его деятельносным содержанием; будет опираться на соотвегствующие данному возрастному периоду новообразования). Очерчено содержание профилактической работы для каждого возрастного периода и ее основные направления (консультирование первичная профилактика и вмешательство вторичная и третичная профилактика). Доказано, что профилактика употребления ПАВ должна предусматривать гармоничное сочетание программ (творческой, трудовой или социальной реализации), форм (тренинггруппы, гештальт-группы, группы арт-терапии, группы транзактного анализа) и методов (мозговой штурм, рассмотрение конкретных случаев, дискуссия, драматизация, ролевое моделирование, традиционная лекция) профилактической работы, а также обеспечивать систематическую общую работы школы и семьи в организации превентивного обучения. Построена модель специалиста будущего социального педагогапревентолога, что включила такие составные: общая характеристика знаний и умений специалиста (профессиональная осведомленность и сформированность базовых компетентностей в сфере профилактики употребления детьми ПАВ); психологичесжие свойства специалиста, необходимые в процессе деятельности; индивидуальные свойства специалиста, что необходимы в социально-профессиональном поведении, связанном с профилактикой употребления детьми ПАВ (мотивационные тенденции в сфере превентивной деятельности, свойства характера, педагогические способности, коммуникативные и организаторские умения, нервно-психическая выносливость); социально-психологические факторы деятельности. Определены компоненты (мотивационно-регулятивный, личностный, когнитивный и деятельносный), критерии (мотивационные тенденции в сфере превентивной деятельности; психологические и индивидуальные свойства специалиста, что необходимы в социально-профессиональном поведении, связанном с профилактикой употребления детьми ПАВ; профессиональная осведомленность в сфере профилактики употребления детьми ПАВ; сформированность базовых компетентностей в сфере профилактики употребления детьми ПАВ), показатели и уровни (оптимальный, или высокий, репродуктивный, или средний, допустимоминимальный, или низкий и недопустимый, или критический) готовности будущего социального педагога к профилактике употребления ПАВ детьми. Обоснован рабочий понятийно-категориальный аппарат относительно подготовки специалиста к профессиональной деятельности; проанализирован существующий опыт подготовки будущих специалистов к превентивной деятельности в системе высшего образования Украины и за границей. Обоснована система подготовки будущего социального педагога к профилактике употребления детьми ПАР, которая предусматривала взаимозависимое сочетание цели, заданий, этапов (диагностический, пропедевтический, практический) и содержания подготовки. Основные составляющие содержания подготовки (система знаний и умений, опыт творческой деятельности, опыт осуществления способов деятельности, опыт эмоционально-ценностного обращения) были сопоставлены с компонентами готовности студента будущего социального педагога к превентивной деятельности. Формы и методы подготовки определялись в соответствии с социально-педагогическими условиями подготовки будущих социальных педагогов к профилактике употребления детьми ПАВ: создание в образовательном учреждении личностно-ориентированной культурнооздоровительной среды; формирование стойкой антинаркотичной установки и культуры здорового образа жизни у студентов будущих социальных педагогов; развитие профессиональной осведомленности на компетентносной основе; целенаправленное привлечение студентов будущих социальных педагогов к активной антинаркотичной деятельности. Результативность обоснованной системы и соответствующих ей социальнопедагогических условий подтвердило выявление статистически значимых показателей высокого уровня сформированности готовности студентов будущих социальных педагогов к профилактике употребления детьми ПАВ.
In dissertation research the features of prophylaxis of substance abuses by the children are analyzed as bases of preparation of social teacher to preventive activity; on the basis of analysis professionally of meaningful tasks, functions, qualities the model of specialist future social and prevention teacher is built; essence, structure, criteria, indexes and levels of readiness of future social teacher to the prophylaxis of substance abuses by the children is outlined; grounded working notion-category vehicle in relation to preparation of specialist to professional activity; existent experience of preparation of future specialists is analyzed to preventive activity in the system of higher education of Ukraine and abroad; grounded system and proper to her social-pedagogical terms of preparation of future social teachers to the prophylaxis of abuses by the children.