У дисертаційному дослідженні висвітлено сутність гендерної соціалізації дівчат-підлітків із неповних родин; виокремлено підходи до поняття «гендерна соціалізація» та запропоновано авторське визначення поняття «гендерна соціалізація дівчат-підлітків», обгрунтовано стадії гендерної соціалізації дівчат-підлітків; окреслено компоненти, критерії, показники та рівні гендерної соціалізованості дівчат-підлітків. Уточнено соціокультурні основи гендерної соціалізації особистості (гендерна культура суспільства, гендерні стереотипи і гендерні ролі). У роботі обгрунтовано модель і соціально-педагогічні умови гендерної соціалізації дівчат-підлітків із неповних родин. Відповідно до соціальнопедагогічних умов підібрано форми і методи соціально-педагогічної роботи з дівчатами-підлітками, їх батьками та педагогами.
Диссертация посвящена изучению особенностей процесса гендерной социализации девочек-подростков из неполных семей. В работе обосновано суть и значение процесса гендерной социализации девочек-подростков из неполных семей в контексте современных социальнопедагогических проблем, в часности — гендерного саморазвития личности, гендерного образования и воспитания. В результате проведенного теоретического анализа научной литературы определена суть феномена «гендер», как смоделированой обществом и поддерживаемой различными социальными институтами социокультурной ситемой ценностей. Дано авторское определение понятия «гендерная социализация девочекподростков из неполных семей» как двустороннего процесса, который отражает, с одной стороны направленные и стихийные влияния на личность девочкиподростка различных социальных институтов, соответствующие социокультурным представлениям о ролях, статусах и предназначении мужчин и женщин в обществе в зависимости от их биологического пола, а с другой стороны результаты усвоения, принятия и воспроизведения девочкой-подростком культурных ценностей, норм и правил. Опираясь на такое понимание, определены основные функции (присвоение и воспроизведение) и стороны гендерной социализации (гендерное саморазвитие личности, гендерное образование и гендерное воспитание). Обосновано стадии гендерной социализации, которые проходит девочка-подросток в процессе гендерного развития (гендерная идентификация, гендерная автономность, гендерная активность). Очерчены сущность и компоненты (когнитивный, эмоциональноценностный, личностно-поведенческий) гендерной социализованости. Определено понятие гендерной социализованости девочек-подростков, содержание ее критериев (знаниевой, ценносный, деятельносный), показателей (представление девушекподростков о мужчине, об эталонах поведения мальчиков и девушек, о социальных ролях, которые выполняют мужчины и женщины в обществе; содержание гендерних стереотипов и ценностей девушек-подростков; тип гендерноролевого поведения девушек-подростков, гендерная активность девушек-подростков в ведущих сферах жизнедеятельности) и уровней (высокий, средний, низкий). Доказано, что процесс гендерной социализации индивида реализуется через призму гендерной культуры, ведущими элементами которой являются гендерные стереотипы и гендерные роли. Отмечено, что усвоение индивидом определенной гендерной роли является фундаментом гендерной идентичности, с которой в дальнейшем соотносятся самосознание личности и все свойства ее поведения. При этом раскрыто содержание ведущих механизмов усвоения ребенком гендерных ролей: подкрепление, идентификация, понимание, ролевая взаимодополняемость. В работе проанализированы теории гендерных ролей и обосновано ведущее значение теории социального научения гендерных ролей, которая утверждает, что представления о мужских и женских гендерных ролях формируются в рамках каждой культуры, а затем усваиваются детьми в процессе их интеграции в системе социальных отношений с родителями, сверстниками и окружающими людьми. С учетом теоретического анализа и результатов исследования была разработана и апробирована модель гендерной социализации девочек-подростков из неполных семей. Базовой основой модели стали социально-педагогические условия: совершенствование гендерного направления социально-воспитательной работы с девушками-подростками; целенаправленная социально-педагогическая поддержка девушек-подростков из неполных семей и сопровождение процесса их гендерной социализации; социально-педагогическая помощь неполной семье, соблюдение эгалитарных социокультурных норм гендерного воспитания; подготовка педагогического коллектива к активному содействию гендерной социализации подростков. Доказано, что процесс гендерной социализации девочек-подростков может происходить достаточно эффективно и в неполной семье путем целенаправленных социально-педагогических воздействий в соответствии с эгалитарным запросом общества.
In dissertation research the essence of gender socialization of girls-teenagers from single-parent families is reflected; approaches to notion «gender socialization» are selected and author determination of notion «gender socialization of girls-teenagers» is offered, the stages of gender socializating of girls-teenagers are grounded; components, criteria, indexes and levels of gender sotsialization girls-teenagers are outlined. The social-cultural bases of gender socialization of personality are specified (gender culture of society, gender stereotypes and gender roles). In work a model and social-pedagogical terms of gender socialization of girlsteenagers from single-parent families is grounded. According to social-pedagogical terms the forms and methods of social-pedagogical work are neat with girls-teenagers, their parents and teachers.